Ответ поклоннице Рафаэля
Новая публикация Хосе Марии Фуэртес
Как всегда на своей страничке в Facebook Хосе Мария опубликовал одну статью, которая, может быть, и не привлекла бы такого нашего пристального внимания, если бы речь в ней не шла об одной нашей доброй и давнишней знакомой по имени Эдит. Она мексиканка, живёт в Мехико. В те далёкие 70-е, когда Рафаэль у нас был чуть ли не национальным героем и тысячи молодых людей бросились изучать испанский, чтобы понимать его песни, когда, изучая язык, они стали обзаводиться корреспондентами, проживающими в Испании и Латинской Америке, появилась Эдит. Она появилась как подружка, поклонница Рафаэля, с которой переписывались некоторые наши девочки. Таких преданных и верных поклонниц, подружек и друзей в Испании и чуть ли не во всех странах Америки, было ооооооооочень много. У Рафаэля никогда не наблюдалось нехватки поклонников, и, к счастью, многие из них дружили с нашими. Дружили письмами. Они рассказывали нам о жизни Рафаэля в его родной Испании и в тех странах, где он выступал. Они присылали нам фотографии, вырезки из журналов, от которых у нас порой дух захватывало, и то, что было самое дорогое для нас тогда, - его диски.
Со многими из тех друзей - корреспондентов, вошедших в нашу жизнь в те 70-е, или, может быть, в 80-е, мы до сих пор поддерживаем очень близкие дружественные контакты. Эдит – одна из таких подруг. Больше всего она переписывалась с Леной Марковой, которой она писала просто потрясающие письма. Необыкновенные! Иногда в стихах, иногда она их оформляла по-особому, например, в виде свитка, обожжённого по краям, словно древняя рукопись. Всё, что приходило по почте от Эдит, было сделано с большой любовью и большим уважением к своей подруге и Рафаэлю, конечно. Она дважды была в СССР, и мы гуляли с ней по Москве, водили её по гостям. И вот теперь Хосе Мария посвятил ей эту статью. Это здорово, и наша дружба с ней продолжается.
ОТВЕЧАЮ ЭДИТ
Эдит – прекраснейшая мексиканка, поклонница Рафаэля с тех пор, как он впервые приехал в её страну, чтобы дебютировать в “El Patio” – настоящей Олимпии для них, ацтеков, – в храме, предназначенном для того, чтобы слушать в нём самых великих.
Эдит пишет мне с тех пор, как я стал писать о Рафаэле. Я её очень ценю, потому что она – женщина большой чуткости, и потому что почти ежедневно она шлёт мне свои добрые слова из одного из тех мест, где ещё не ступала моя нога, но которое я ощущаю так, будто я уже был там. Мексика! Мексика! Прекрасная и любимая!
Когда Эдит мне шлёт свои добрые послания, я их читаю и словно слышу за её словами пение мариачи, всегда вызывающее у меня мурашки по коже, так, будто она хочет вбить мне в душу этот волнующий плачущий звук труб мексиканских ранчерас, убаюкивающих своей нежностью. Откуда у меня в крови это от Мексики, почему меня так трогают песни Августина Лары, словно это севильянас, Которые исполняют Пареха- Обрегон? Я читаю письма Эдит, и в каждой её букве я ощущаю красивое звучание слов с тем привычным акцентом, который мне знаком с детства благодаря незабываемым фильмам Марио Морено и Кантифлас.
И, если говорить о фильмах, Эдит меня спрашивает о моей точке зрения относительно нового фильма Рафаэля “Mi gran noche”, в котором он снимается под руководством Алекса де ла Иглесиа и съёмки которого начинаются в эти дни.
Дорогая Эдит, я воспринимаю Рафаэля, стоящим над всеми, что бы он не делал, и что бы он не предпринимал, как артиста, достойного восхищения. И, прежде всего, как потрясающее человеческое явление, как одного из очень немногих людей, рождающихся на этой земле (кем бы он не был: хирургом, исследователем, первооткрывателем, писателем), обладающих удивительным жизненным энтузиазмом и неиссякаемой надеждой человека, у которого ещё всё впереди. Я думаю, что успех Рафаэля мы увидим в конце, как итог всей его жизни.
Я убеждён в том, что главное из того, что он оставит после своего долгого служения сцене, – человеческий пример постоянства, неутомимого преодоления, человека, вечно познающего, на редкость требовательного к себе самому. И это среди стольких примеров самодовольства и высокомерия из-за ничего, где столько таких, на которых нельзя дыхнуть, потому что им когда-то кто то похлопал.
Не могу высказывать мнения о фильме, которого мы ещё не видели и который даже ещё не снят. Когда его покажут, я расскажу о своём впечатлении и постараюсь определить его место среди тысячей частичек пазла, составляющего карьеру артиста.
Критик Хоакин Арбиде ждёт моего появления на радио, чтобы расспросить меня о “Mi gran noche”. Я очень рад этому, но пока я только располагаю, как и все, лишь фотографиями пресс-конференции и заявлениями о том, что это будет совсем другой фильм, очень отличный от тех, в которых раньше снимался этот всемирно известный артист, на этот раз бросивший вызов комедии.
Я видел фотографии, запечатлевшие появление Рафаэля перед СМИ, я видел все телерепортажи с ним, и пока могу сказать только одно: не малого стоит этот блеск в глазах Рафаэля, которой словами одной из своих песен нас уверяет в том, что это не будет так, как когда он был ребёнком. И он снова меня удивляет тем, что он опять полон невидимого желания начинать всё снова и снова.
Пепе Фуэртес
https://www.facebook.com/josemaria.fuertesa...6243830842703:0
Перевод Е.Абрамовой