Digan lo que digan. 1975

ПУСТЬ ГОВОРЯТ, ЧТО ХОТЯТ. 1975

"El mundo de Raphael" самонадеянно вернулся к нам. Разумеется, он должен был выходить, несмотря на нападки, сыпавшиеся со всех сторон на это детище RTVE. Спектакль, главную роль в котором играл Рафаэль Мартос, несомненно стал одной из передач, вызвавших самую шумную полемику и взрыв негодования, сравнимые только со знаменитым открытием Росио Хурадо. Как и в тот раз, все газеты уделили много места этой передаче, поднимая эту тему в колонках комментаторов, критиков и издателей, и даже на обложках журналов и в юмористических выпусках.

Я считаю, что во многих случаях это внимание была преувеличенным. Я читал комментарии и рецензии, в которых не обсуждались недостатки передачи или ее качество. Нет. Это были личные нападки на ее героя.

Передача Рафаэля была, несомненно, успешной в плане демонстрации одного национального явления. Она свидетельствовала, что вся рекламная кампания, весь этот мир целлофановых оберток и цветных кинолент, окружающий "Ниньо", раздражали нас, и эта программа стала не просто телепередачей, а темой для прессы. Там Рафаэль значит много.

Лично меня этот цикл разочаровал. Я уже говорил о своем впечатлении, что Рафаэль, должно быть, поставил его, чтобы получить возможность блеснуть как певец (кем он и является) и выступить в качестве элегантного посредника между гостями и публикой. И больше ничего. Точно как сейчас говорят, используя уличное выражение: "переборщил".

Во многих случаях "Рафаэль" выставлял себя в смешном свете, работая с очередным артистом. Его выступления граничили с гротеском, и удивительно, что человек с его коммерческим чутьем и с его чувством профессионализма не отдавал себе отчета в том, в какую опасную область он вторгался. Может быть, "Рафаэль" записал этот спектакль в один из тех деликатных моментов, какие переживают многие баловни успеха - когда он думает, что овладел всей техникой и для него нет ничего невозможного. Что он уникален. Это плохой подход.

Но, что бы там ни говорили, "Рафаэль" постоянно был новостью, пока его "мир" шел по RTVE. Правда, его спектакль не принес ему залпа аплодисментов и оваций критиков, а совсем наоборот - он свидетельствовал, что в театральном мире Рафаэль первая фигура среди тех, кого обсуждают. Чего я, наверное, никогда не пойму - это того, как он добился, чтобы Монтсеррат Кабалье снизошла до участия в его "шоу" и поддержала забавный диалог, который, я полагаю, удивил всех зрителей и более того - бесчисленное количество поклонников этой примы бельканто.

Карлос Маримон
14.10.1975
LA VANGUARDIA
Перевод А.И.Кучан
Опубликовано на сайте 08.02.2012