El debut de Raphael. 1974
ДЕБЮТ РАФАЭЛЯ. 1974
Два самых долгожданных события состоялись в один день и почти в одно время. С одной стороны футбол, с другой – Рафаэль. Это был бег против течения времени. Те, кто хотел посмотреть матч и, конечно, не пропустить выступление Рафаэля, в одиннадцать вечера явились во Дворец Музыки, чуть ли не в смокингах.
вверху справа - Принцесса донья Маргарита Бурбонская со своим супругом, доктором Сурита, и бывшим министром доном Хосе Солис Руисом.
справа - Мануэль Бенитес, «Кордовец», с одной из поклонниц.
слева – Певец Рафаэль во время его блистательного выступления.
Гран Виа в районе театра блистала не только мощными прожекторами, освещавшими вход, но и нарядами элегантных дам, пришедших на концерт своего кумира. Войти было сложно, огромная толпа наблюдала за зрителями, а поскольку мы все будто сговорились прийти в одно время, нам, перед тем как войти в здание театра, пришлось помучиться в огромной очереди. От одного из опоздавших сразу же стала известной новость: «Атлетико выиграл два-ноль». Реакция была однозначной. Все ликовали. Было слышно чей-то спрятанный в кармане транзистор. После окончания матча были поздравления и радостные лица. «Ночь завершилась» - сказал кто-то рядом. Пожалуй, единственными, кто не ждал с нетерпением результатов футбольной встречи, были поклонники Рафаэля. Они хотели только, чтобы концерт начался.
- Но что есть в этом человеке, чего нет у других? – спросила одна девушка, и вторая ответила:
- То, что он самый красивый и поет как никто другой.
В фойе театра мы с удивлением увидели великого испанского кинорежиссера Антонио Исаси Исаменди, снимающего приезд знаменитостей. Он был очень занят, и из нашего намерения заставить его рассказать, для чего он потом использует эту запись, ничего не вышло – он был сосредоточен только на двери. С высоты помоста, устроенного специально для его камер и фотоаппаратов, Антонио Исаси привлекал внимание некоторых известных лиц, чтобы те подошли к его кинокамере. Танцовщик Антонио явился вместе с Марией Долороес Прадера и занимался лишь тем, что принимал спонтанные поздравления поклонников. Он похудел, но очень доволен: в ноябре у него будет грандиозный спектакль. Это его первое появление на публике после дней, проведенных в тюрьме в Аркос-де-ла-Фронтера. Всеобщее смятение. Что происходит? Появился «Кордовец» вместе с Мартиной. Это близкий друг Наталии и Рафаэля. Они усаживаются в первый ряд партера и фотографы, No-Dо (кинопрограмма хроникальных и документальных фильмов – прим.пер.) и телевидение не сводят с них своих объективов. С ними Матильде Фигероа, сеньора Чаварри.
Знаменитые зрители пришли на этот праздничный вечер, волнующий и удивительный, потому что Рафаэль объявил нам, что концерт закончится необычно, новинкой из его репертуара. Хосе Мария Пеман общается с Луисом Марией Ансон. Рядом с ними мы видим Рикардо де ла Сьерва, генерального директора «Cultura popular», разговаривающего с Хуаном Хосе Росон, генеральным директором Радио и Телевидения. Эмма Пенелья и Эмилиано Пьедра болтают с сеньорой Росон. Антонио Исаси, стоящий у подножия своей камеры, просит их внимания. Мария Санпере своим появлением вызвала оживление. Ее ни с кем не спутаешь. Ее голос услышишь даже если ты достаточно далеко от нее. Она разговаривает с маркизом де Санто Флоро, отцом Наталии. Около них графиня Оэнлое. Аурора Батиста пришла в сопровождении племянницы, она растерялась в этой толпе и не знает, куда идти.
Звенит звонок, концерт начинается. Если бы нам было нужно несколькими словами охарактеризовать концерт, на котором мы побывали в этот вечер, то от присутствующих мы услышали такие определения, как «чудесный», «единственный», «необычайный», «с каждым годом все лучше». Убранство сцены было оригинальным, и во время выступления Рафаэля мы увидели ряд возможностей, которые оно ему давало. Разноцветные прожектора, льющие свет на серебристые полотнища, создавали необычный эффект.
- Единственный человек в Испании, знающий, как поставить спектакль такого уровня – это мой Рафаэль, - говорила элегантно одетая мать семейства, которую сопровождали ее дочери.
Другая группа дам, явившихся без мужей, сказала, что это единственный случай, когда мужья позволяют им уйти вечером в одиночку и вернуться утром.
Костюмы балета, хор, Сандра Леброк, марьячи, оркестр – все они под управлением Рафаэля – поражали зрителей. Когда появился певец, овация превратилась в дифирамбы. Поклонники встали, они бросали ему гвоздики, аплодировали, выкрикивали комплименты. Рафаэль пел песню за песней, отдаваясь им душой и телом. Его переходы по сцене и театрализация исполнения песен разных направлений сопровождались бурными аплодисментами. Казалось, что по окончании песни Рафаэль раздражался и покидал сцену, но тут же возвращался, чтобы получить пылкую овацию своей публики. Он вкладывал в каждый номер все свое сердце. Он станцевал фламенко; а когда балет исполнял танец в современном стиле, он отплясывал с ним наперегонки. Постановка была продумана до мельчайших деталей. Костюмы негритянских хористов были очень красивыми. Мужчины – в белом, женщины – также в белом с серебристыми украшениями, подчеркивающими их черноту; и только две певицы были в серебристых туниках. Вся сцена сверкала. Рафаэль пел почти в течение трех часов, не покидая подмостков, за исключением заслуженного отдыха в середине концерта. В этом антракте мы увидели Камило Сесто, Марису Паредес и отца Собрино, подойти к которым не смогли из толчеи в фойе. Антонио Исаси поменял место расположения камер: теперь они смотрели на вход в партер. И в конце концов он раскрыл нам причины его появления тут: он снимает кино о Рафаэле и сегодняшний вечер должен быть увековечен в этом фильме.
Мы увидели Ее королевское высочество принцессу Маргариту Бурбонскую и ее супруга, доктора дона Карлоса Сурита, которые беседовали с бывшим министром Солис Руисом и с Марией Росой. Здесь же были болгарские короли Симеон и Маргарита с королевой-матерью Иоанной.
И наконец во второй части, после выступления под аккомпанемент марьячи, пришло время номера-сюрприза. Речь шла об отрывке из рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда».
Сандра Леброк исполняла партию Марии Магдалины, а Рафаэль – Иисуса Христа. В этих сценах они были одеты в мешковину, подпоясанную веревками. Рафаэль вышел босиком и некоторое время изображал страдания Христа. Это была кульминация и триумфальный финал. Все присутствовавшие на концерте снова и снова вызывали его. Занавес закрывался и открывался. Никто не собирался покидать свое место. Эти три часа, когда мы видели и слышали Рафаэля, оказались такими короткими. Потом Рафаэль в гримерной принимал поздравления своих друзей.
Пилар Тренас
27.04.1974
Перевод А.И. Кучан
Опубликовано на сайте 04.07.2010