La película "Raphael" en Antena 3. 2010
МИНИСЕРИАЛ "РАФАЭЛЬ" НА ANTENA 3. 2010
Мы все ждали этот фильм. Ждали с очень странным, смешанным чувством, разрываясь в противоречиях и двойственности, когда неприкрытое любопытство неистово борется со стыдливым страхом.
A беспредельное обожание любимого артиста граничит с тихой истерикой от того, что все может выглядеть, категорически не согласуясь с классическими канонами, предписанными пятидесятилетней историей фантасмагорического явления, имя которому рафаэлизм.
https://www.youtube.com/watch?v=lLPjpi6voIc
Ждали недоверчиво и затаив дыхание, раздраженно комментируя, что, скорее всего, это невозможно и даже немыслимо, потому что Рафаэль, по природе своей, исключителен и неповторим в любом, самом мимолетном проявлении.
Что Он слишком ярок и бесконечно самобытен, чтобы его сумел сыграть какой-либо, пусть даже весьма приличный, актер, потому что взяться за такое безумство означает полное отсутствие должного пиетета и необходимого преклонения, единственно возможных, когда речь идет о великом артисте. Короче, ждали, повторяя весь привычно-традиционный набор хвалебной эквилибристики, которая абсолютно уместна о нашем герое по любому поводу, будучи всеобъемлющей и, при этом, совершенно бессодержательной, поскольку не сообщает ровным счетом ничего хоть сколько-нибудь незатасканного и нешаблонного.
Под увеличительным стеклом привередливо рассматривали немногочисленные фотографии обаятельного Хуана Рибо, этого самоотверженного камикадзе от идеи, решившегося объять необъятное и нырнуть на недосягаемую глубину, когда трудно даже чисто теоретически представить, что ожидает там. А извилистый путь наверх может и вовсе быть перекрыт, когда вполне предсказуемая неудача не только не продвинет доселе вполне успешную карьеру, а решительно поставит жирный крест грандиозного и необратимого провала.
А далее последовали судорожные поиски необходимой страницы виртуального мира по имени Интернет, которая, словно по какому-то неведомому и очень злому умыслу таинственного демиурга, внезапно замещалась малозначимыми новостями круглосуточного канала, раздражая и заставляя ощутимо страдать, и невыразимая радость обуревала, когда призрачная возможность увидеть неоднозначный фильм пусть в минимальной степени становилась явью.
И смотрели, смотрели, пытаясь нервно осознать, насколько нравится или не нравится сие странноватое, по нашим меркам, творение, созданное немалыми усилиями большого числа людей и решительно одобренное самим легендарным прототипом.
И с каждой минутой многие начинали неожиданно для себя понимать, что этот знакомый до боли сюжет, сконструированный по жестко прочерченным законам драматургии, прочно сцепленный и выверенный опытной рукой крепкого профессионала начинает притягивать и вовлекать в свой мир, мало привязанный к конкретным историческим реалиям и определяемый достаточно условными приметами времени, и не более того.
А жизнь и судьба самого артиста, оторванная от социально-политического фона, необходимого для понимания его творчества и успеха, начинает развертываться, как весьма обобщенное понятие, все менее соотносимое с привычным образом того, кому все это изначально и было посвящено.
Нам не становится ясным, почему этот артист обретает такую фантастическую популярность, позже превращаясь, в какой-то степени, даже во властителя дум целого поколения, мы не знаем, отчего так неистово сотрясаются залы покоренных им театров, а толпы эмоциональных поклонниц неотступно преследуют своего обожаемого кумира. Мы не понимаем еще очень многого из того, что необходимо было бы предъявить современному зрителю, размышляя о жизненном пути такого труднообъяснимого явления, как Рафаэль.
Но совершенно внезапно и малоконтролируемо нас охватывает полное безразличие к степени портретного сходства трех или даже четырех актеров, созидающих образ великого певца. Потому что и грандиозность его артистического пути прописана весьма размыто, этаким легким пунктиром, почти намеками, так что масштаб дарования неравнодушный зритель должен принять на веру как постулат изначально, а всем остальным правдивое обоснование и вовсе может показаться необязательным и обременительным.
А еще чуть дальше приходит осознание, что это простое по художественному решению зрелище неожиданно для нас самих все больше завораживает и уже не отпускает, не позволяя передохнуть и остановиться, потому что ни блестящая карьера знаменитого певца, ни даже его необыкновенный вокальный талант и ни бесчисленные триумфы от одной прославленной сцены до другой не становятся подлинно значимыми в этой щемящей истории.
Страдания человека и умение подняться над ними, его фантастическое мужество в этой борьбе и бесконечная слабость, его тяжелейшие поражения и полет духа, устремляющегося в высь в преодолении непреодолимого, все больше и глубже завоевывает нас как зрителей, ведя за собой и заставляя забыть, что это не совсем Рафаэль, и фильм не совсем о Рафаэле, а многие эпизоды прописаны весьма вольно, являя не столько жизнь конкретного персонажа, сколько просто художественное ощущение, что и так могло бы быть.
И пусть окружение главного героя легко и почти безошибочно узнаваемо и весьма привлекательно, (хотя развитие образа, например, Наталии Фигероа не совсем вписывается в единую психологическую концепцию от испольнительцы к исполнительнице в разных возрастных периодах), это всего лишь некоторый антураж, чтобы откровенно поговорить о жгучих вопросах иного уровня и значимости.
https://www.youtube.com/watch?v=tg1JixDO3no
Главное, что мы постигаем как итог сказанного, это величие души героя, который, выжив, искренне жаждет только одного – снова видеть мир и радоваться ему, (ведь он научился этому, стоически перенеся невыносимые муки и страдания), жаждет видеть близких и заниматься тем единственным, что ему нравится большего всего на свете и что он умеет делать так хорошо: просто петь.
Только для этого ему и надлежало, по мысли авторов, пройти через второе рождение. Впрочем, помнится, и Рафаэль сам писал о том же. Блистательный Хуан Рибо, не поскупясь, сумел убедительно воплотить художественный замысел. А чудесный Абрахам Матео со всей детской непосредственностью ему замечательно помог. И поэтому мы не в обиде.
Пресса о премьере минисериала:
"De Raphael destacaría, su energía absoluta a su arte". 2010
Raphael se parte en dos. 2010
Yo soy aquellos. 2010
Juan Ribó: «Raphael podía haber sido un gran actor». 2010
Raphael llora de alegría... y los lobos muerden con fuerza la red. 2010
Natalia А.
Anna_SVSH
Опубликовано на сайте 06.10.2010