Когда проходит время. 1978

Рафаэль Мартос Санчес (Испания) к нам приезжает во второй раз. Десять его концертов в киевском дворце культуры <Украина> прошли с аншлагами, что обусловлена широкой известностью исполнителя. В Советском Союзе по лицензии грамофонной фирмы <Испавокс> издана несколько дисков-гигантов с записями шлягеров Рафаэля и демонстрировалось два испанских рекламного характера музыкальных фильма с его участием - <Пусть говорят> и <Когда тебя нет>.

 

Рафаэль привлекает прежде всего искренностью в показе песенного образа, экспрессивностью. Скажем, сочинение С.Адамо <Моя любовь> заканчивается рыданиями, и те, кто имеет возможность видеть исполнителя вблизи, не могут не поверить слезам и отчаянию в его глазах. Однако, он вытирает их не за кулисами , а на сцене - для публики, и это естественно, производит на нее огромное впечатление.

Артист много двигается, использует реквизит (например, в ряд латиноамериканских песен органично вплетен танец с колоритными мексиканскими пончо) и с помощью своеобразной режиссуры быстро устанавливает контакт с залом. Манера Рафаэля-режиссера проявляется в мизансценировании, в композиции концерта, благодаря чему полуторачасовая программа, в течение которой исполнитель, как говорят, не идет со сцены, воспринимается целостным шоу-спектаклем с хорошо продуманной сменой номеров. Мастер имеет намерение. после того как оставит эстраду, открыть в Мадриде и Мехико драматические театры, где будет реализовывать свои режиссерские идеи. Рафаэль известен и как актер: он снялся в двадцати игровых кинофильмах.

 

Репертуар певца репрезентует преобладающе интимную и медиативную лирику. Большинство песен написанно специально для него. Среди его постоянных авторов - М.Алехандро, Р.Карлос, П.Анка, Н.Седака. В этот раз выступление Рафаэля сопровождает Государственный эстрадный оркестр Азербайджанской ССР, ритм-группу которого составляют испанские музыканты - Хосе Морено (ударные инструменты), Рикардо Фандиньо (гитара), Маноло Варела (бас) и Хосе Чоба (фортепиано), аранжировщик сочинений, прозвучавщих в концерте.

Ясное дело, 33-летнему певцу, как он не силится, теперь довольно тяжело сохранить соответствие созданной им в свое время модели мечтательного юноши - выходец из незаможных слоев буржуазного общества. Во-первых, нынешний Рафаэль - один из обеспеченнейших людей Испании, а, во-вторых, его песни в русле общей экспансии разных модификаций стиля <рок> уже не вызывают такого интереса молодежи, как когда-то (первый бум-концерт артиста состоялся около тринадцати лет тому назад на сцене мадридского <Театро де ла Сарсуэла>). Сегодняшние слушатели идут <на Рафаэля> скорее всего под влиянием моды на имя и памяти о предыдущих достижениях певца, который, к сожалению, постепенно теряет вокальную форму. По крайней мере, он уже не решается демонстрировать силу голоса, как это было во время предыдущих гастролей, когда в концертах несколько песен исполнялись без радиоусиливающей аппаратуры. Ныне в кульминациях сочинений Рафаэль злоупотребляет приемом <розпялювання> звучания от пиано до форте, варируя звуковысотный уровень вокруг ми-бемоль первой октавы. Временами не обходится без того, что профессионалы называют несмыканием, а также без спорадической хриплости, которая свидетельствует об ошибочной вокализации в следствие отсутствия настоящей певческой школы.

...Еще нельзя уверенно сказать, как обойдется с Рафаэлем время. Возможно, и не на пользу певцу, если тот не признает его власти.

Ю. Токарев
1978
Культура і час
Опубликовано на сайте 20.05.2010