Raphael por partida doble en Jekyll y Hyde. 2001

РАФАЭЛЬ В РОЛИ ДЖЕКИЛА, РАФАЭЛЬ В РОЛИ ХАЙДА В МЮЗИКЛЕ «ДЖЕКИЛ И ХАЙД». 2001

Театр «НОВЫЙ АПОЛЛОН». Постановщик – ЛУИС РАМИРЕС

Уже несколько месяцев Рафаэль Мартос, более известный как РАФАЭЛЬ, играет в Мадриде в бродвейском мюзикле «Джекил и Хайд», режиссером и постановщиком которого является Луис Рамирес, создавший «Человек из Ла-Манчи» и «Грис». И это не первый случай, когда певец становится драматическим персонажем: в памяти у всех свежи такие фильмы, как «Когда заходит солнце», «Пусть говорят», «Хулиган» и многие другие. На сегодняшний день Рафаэль – самая горячая новость, не только из-за безоговорочного успеха названного мюзикла у публики и критиков, но также из-за премии «Amigo», полученной за всю его деятельность; по ходу дела под его старым брендом выходит альбом – сборник его лучших песен, в то же время записывается диск «Джекил и Хайд», готовится еще один диск с дуэтами, снимается рождественская передача для телевидения… Это планы и действительность Рафаэля, который кажется счастливым и реализовавшим себя…

— Я счастлив, потому что не думал, что так получится. Не ожидал я и такой реакции публики в конце представления, когда все поднялись, а на лицах читалось только «Боже мой, боже мой. Какой ужас! Что же это такое?» Трудно рассказать об этом тому, кто этого не видел, но как человека и артиста это очень трогает. Сейчас я уже могу сказать, что очень доволен не только результатом, но и тем, что я вообще занялся им, так как этот шаг поможет мне взяться за другие очень масштабные проекты, которые оказались бы невозможными без «Джекила и Хайда». С другой стороны, я знаю, что в июле все это закончится, и с этого времени я продолжу свою карьеру как певец, устроив всемирные гастроли, но как только меня заинтересует другой проект, я вернусь к работе с Луисом Рамиресом. Теперь я знаю, что могу сделать это.

— Куда ушли страхи, терзавшие тебя в начале?

— Не то чтобы мне было страшно, когда мы начинали это в августе, я просто чувствовал себя полностью вымотанным: но все это осталось далеко позади уже четвертого сентября, за два дня до первого представления; я взглянул в зеркало и сказал: «Прекрати истерику, ты же все равно сделаешь это с легкостью. И тогда все прошло, хотя, признаюсь, у меня бывали минуты настоящей паники.

«ИЗ-ЗА «ДЖЕКИЛА И ХАЙДА» У МЕНЯ ВОЗНИКЛО ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО Я ПОСТОЯННО НАХОЖУСЬ НА ГЕНЕРАЛЬНОЙ РЕПЕТИЦИИ»

— Каково это – каждый день играть в «Джекиле и Хайде», не превращая его в обыденную рутину?

— До сего момента для этого не было времени, так как этот спектакль каждый раз меняется, потому что не проходит и дня, чтобы его режиссер, Луис Рамирес, не заявился ко мне в гримерную и не дал новых указаний о том, как все надо делать, не внес новых нюансов, новых мыслей… Иногда я говорю ему «Хватит! Я не могу вместить столько информации!» (Смеется). Нет, серьезно, это здорово, что он так делает, потому что в подсознании все оседает и, выполняешь ты это или нет, это явно улучшает твое исполнение, в частности, еще и потому что я-то себя не вижу, а он ведет дневник. Порой у меня возникает чувство, что я нахожусь на бесконечной генеральной репетиции, так что моя роль никогда не станет стереотипной.

— Этот год был для тебя особенным: успешные выступления, награды, премии, новые диски… Ты как считаешь – это хорошо или плохо?

— Что я знаю – это что в моем доме каждый день звонит телефон, чтобы сообщить, что мне дали новую награду, и это хорошо. Раньше, когда я был моложе, я был привычен к этому, но не надеялся, что снова переживу это; мне это нравится, потому что я соперничаю с молодежью 23 лет и это побуждает меня быть очень активным, чувствовать те же желания, что и в самом начале. Мне хочется сделать новую программу на телевидении, так как в прошлом году зрителей у нас было – хоть завались, я с радостью вижу, что меня приглашают даже в театр Насиональ … я доволен, но в июле я займусь своими концертами по всему миру, потому что я делал это всегда. Я настаиваю на том, что доволен всем, что происходит, и, что еще более важно, я готов к этому.

— Давай оглянемся, твое возвращение в театр с концертами, твое…

— Нет, в театр я не возвращаюсь, а попросту продолжаю; я всегда был в нем, дело в том, что теперь я могу снова проявить свою актерскую сторону, когда захочу, как было в этом случае. Или вернуться в кино, что может произойти в любой момент, когда я решу, чем мне хочется заняться, как произошло с «Джекилем и Хайдом». Да, потому что мне придется вернуться в кино, не знаю, когда, но я не буду мешать слишком долго.

«В КИНО Я, ПОМИМО ПРОЧЕГО, УЗНАЛ, ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ»

— Раз уж речь зашла о кино, ты начал с фильма под названием «Близнецы»…

— Это была моя кинематографическая проба; моя роль сводилась к тому, что я должен выйти в начале, спеть песню и сыграть эпизод с Хосе Бодало; и это было все. Ну и что вышло – ничего хорошего, потому что — к чему отрицать это – фильм был плох; но в Латинской Америке его продавали так, словно я был абсолютной звездой, и ты не можешь представить себе этого недовольства, топот в кинотеатрах был не из тех, что легко забыть. Хорошо еще, что скоро вышел фильм, который я считаю своим первым – «Когда тебя нет», поставленный Марио Камусом…

— Который побил рекорды кассовых сборов и стал очень яркой мелодрамой…

— Да это был очень серьезный фильм для моего возраста. Но он пошел мне на пользу; я могу сказать, что мое знакомство с кино было очень интересным и что я многому научился, особенному тому, что делать нельзя. И это очень важно, потому что если ты научился этому, то уже на пятьдесят процентов выиграл. Я все еще дожидался своего шанса в кино, своего великого шанса, который появился, когда в моей жизни возник Висенте Эскрива с фильмом под названием «Хулиган».

— И чего ты теперь ждешь от седьмого искусства?

— Наверно, что смогу получить несколько более серьезных ролей, чем раньше, ну знаешь, таких – типичного героя-любовника, у которого умирает невеста, а он по ходу дела поет очень грустную песню…

— Эти песни знаменовали не одну эпоху…

— Да, но эти песни все равно стали бы хитами и без кино. Мануэль Алехандро – настоящий виртуоз в музыке, вот тебе один пример – я думаю, что «Когда тебя нет» — изумительная песня и с фильмом и без него. Кроме того, сначала он писал песни, а потом их отбирали для фильма.

«Я В ЛЮБУЮ МИНУТУ ВЕРНУСЬ В КИНО»

— Что, по твоему мнению, самое плохое в работе в этом виде искусства?

Мне оно очень нравится, но я не выношу ожидания; вы начинаете в семь утра, снимаете в лучшем случае один эпизод, а когда он закончен, ты тратишь уйму времени, ожидая, пока начнется следующий… Правда, я столько не ждал, потому что был главным героем.

— Кстати о главных героях – полагаю, что разок у тебя была проблема с так называемой «Долли»…

— Да… (Смех). Это дивный анекдот, гениальный, глупость чистой воды… Представь, мне дали план съемок, в нем девяносто рабочих дней, но мой герой занят в восьмидесяти шести; но есть какая-то «Долли», у которой девяносто дней. Так что в первый день съемок «Когда тебя нет» на студии Roma (сегодня это Tele5) я подошел к продюсеру с рабочими планами и спросил: «Кто это такая, что у нее роль больше моей?», а он очень серьезно мне ответил: «Долли – это подъемный кран». Не говори мне, что это не хохма.

— А что самое лучшее?

— Ну, я думаю, это миллионы афиш с моим лицом, развешанные по всему миру; это было очень полезно для распространения моей музыки.

— И, полагаю, ты также познакомился с очень важными людьми…

— Разумеется, я не могу забыть ни Марио Камуса, который очень многому научил меня, ни огромной удачи – знакомства с Висенте Эскрива, Бенито Перохо, джентльменом с головы до пят… Я уж не говорю о таких потрясающих партнерах, как Ширли Джонс, Мария Хосе Альфонсо, Лесли Энн Даун и стольких других, неповторимых людях, чудесных, незабываемых…

— А что произошло в 1975 году с этой документальной лентой Антонио Исаси «Rafael en Raphael», после которой ты ушел из кино?

- Она оказалась не слишком удачной; но я все равно решил, что мое время, отведенное кино и фильмам такого рода, закончилось. Это то, что я уже говорил тебе раньше относительно моего будущего после «Джекила и Хайда», с июля я продолжу мои концерты, я не могу бросить мою музыкальную карьеру. Я в любую минуту вернусь в кино, в этом я уверен. А что касается «Rafael en Raphael»… что ж, не было выполнено ничего, о чем мы говорили до начала съемок; меня не то чтобы обманули, но меня отодвинули на другой уровень, хотя я не отдавал себе в этом отчета; и я действовал решительно, а так как я был продюсером, то и не должен был ничего ни с кем обсуждать.

— Ясно, что ты не хочешь возвращаться с чем попало…

Ясно то, что я будут играть в кино другую роль, и я знаю, что после «Джекила и Хайда» я готов к тому, чтобы сделать что угодно.

— У тебя все те же надежды и упования, что и в первый день?

Да, но в этом нет ничего сложного, потому что я родился артистом, по крайней мере, я хочу в это верить. Чем еще заниматься, если не этим? Загорать? Уехать черт знает куда на каникулы? Ну, разве что дней на десять, потому что больше я не выдержу. Я умею делать только это и полагаю, что делаю все достаточно хорошо.

— Некоторые твои коллеги заявляют, что уходят на пенсию, чтобы пожить; а ты наоборот – утверждаешь, что работа дает тебе жизнь…

Да, день, когда я уйду на пенсию – этот день моей смерти. Вот ужас! (Смеется).

— Во всех моих интервью всегда есть один неизменный вопрос: Куда ты собираешься идти как артист и как человек?

— Ну, я всегда хочу идти по верной дороге, а это не так уж мало.

Андрес Арконада
Фото Фернандо Лопеса
Фото из спектакля «Джекил и Хайд» Начо Ариа
2001

ДВОЙНАЯ РОЛЬ В ДЖЕКИЛЕ И ХАЙДЕ



Подписи по фотографиями в верхней части листа:
Слева: У СЕБЯ ДОМА В МАЙАМИ
Он стал одним из первых испанских певцов, устроивших в Майами «вторую штаб-квартиру».
Слева, ниже: ЛЮБИМАЯ И УВАЖАЕМАЯ ЗВЕЗДА
Январь 1981, Рафаэль и Наталия на аудиенции у короля и королевы
Справа: БЫВАЛЫЙ ПУТЕШЕСТВЕННИК
С середины 60-х годов Рафаэль практически не прерывал своих мировых турне, всегда сопровождавшихся шумным успехом.
Подписи по фотографиями в нижней части листа:
Слева: НЕРАЗЛУЧНАЯ ПАРА.
Рафаэль и Наталия весной 1972 года. Они все еще являются образцом счастливой пары, навсегда соединившей свои жизни.
В центре: ЗРЕЛИЩНАЯ СВАДЬБА В ВЕНЕЦИИ
Рафаэль и уважаемая журналистка и писательница Наталия Фигероа обвенчались 14 июля 1972
Справа: СЕМЬЯ, ЕГО ЛУЧШИЙ «ЗОЛОТОЙ ДИСК».
Рафаэль и Наталия 20 лет назад – со своими тремя детьми, Хакобо, Алехандрой (которая скоро сделает его дедушкой) и Мануэлем.
Справа, ниже: ПРЕДПОСЛЕДНЕЕ ЗВЕНО
Сентябрь 2000 года, премьера мюзикла «Джекил и Хайд», название, давшее начало бесконечной цепи успехов

 

Перевод А.И.Кучан
Опубликовано на сайте 02.07.2010