Новое и интересное / Nuevo e interesante

05.09.2020

Алехандра Мартос: о её работе по реставрации полотна "Нимфа у источника" Лукаса Кранаха-старшего


Видеорассказ

my-raphael.com

Благодаря Алехандре Мартос, средней дочери Рафаэля и Наталии, мы вновь приобщаемся к искусству живописи и в очередной раз виртуально отправляемся в Мадрид, в знаменитый музей Тиссена-Борнемисы. Алехандра – ведущий реставратор музея. Обаятельная, скромная, элегантная, мастер своего дела, она прекрасно рассказывает об одном шедевре, вернее, о его реставрации. Это полотно Лукаса Кранаха-старшего, немецкого живописца эпохи возрождения, «Нимфа у источника». Алехандре посчастливилось реставрировать его в 2007 году, и, обновлённое, отреставрированное, оно висит в одном из залов музея, радуя взор посетителей.

my-raphael.com

my-raphael.com

От таких замечательных представлений великих произведений искусства и вообще от того, как прекрасно виртуально музей преподносит их общественности (рассказывая неоднократно о работе Алехандры, мы имели возможность убедиться в этом), возникает желание непременно при возможности посетить эту галерею искусств.

Информацию о том, как проходила реставрация «Нимфы», мы можем почерпнуть из рассказа Алехандры в этом видео:

Перевод ролика.

Всем здравствуйте! Как дела? Меня зовут Алехандра Мартос. Я – реставратор национального музея Тиссена–Борнемисы. Благодаря программе Priceless Cities Mastercard вы имеете возможность открыть для себя самые легендарные произведения нашего музея. Забавные истории, любопытные факты, информация художественного типа и многое другое – всё это ждёт вас в этом новом виртуальном путешествии.

Произведение, которое я выбрала для вас, называется «Нимфа у источника» Лукаса Кранаха-старшего. Но прежде, чем рассказать вам некоторые его секреты, хочу напомнить, что Mastercard запустил программу «Experiencias online», чтобы вы могли развлечься, имея максимум удобств, находясь дома. Заранее скажу, что эта работа Кранаха - одно из 12 произведений, знакомство с которыми мы для вас приготовили.

my-raphael.com

my-raphael.com

Я выбрала эту работу не только потому, что она – одна из самых значимых в нашей коллекции, но ещё и потому, что это был первый шедевр, который я имела честь реставрировать в 2007 году. Также ещё, может быть, и потому, что в фигуре нимфы мы можем увидеть своё отражение в это непростое время ожиданий, размышлений, и даже, (хорошо бы!) вдохновения, то есть того, что символизирует источник – часть пейзажа.

my-raphael.com

Картина была написана в районе 1530 года масляной краской по доске, находится в довольно хорошем состоянии, принимая во внимание её возраст, хотя она хрупкая, так как из-за ранее проводимых работ доска стала тоньше, и к ней добавили новую опору, используя систему реек. Эта система применялась раньше, но сейчас уже – нет, потому что она ограничивает естественное движение дерева. Каждая работа – самостоятельное произведение и требует индивидуального подхода. Не все картины реставрируются одним и тем же способом, поскольку совсем не одно и то же происходит с каждой из них. Когда мы планируем какую-то работу, мы предварительно исследуем полотно, это позволяет нам лучше ознакомиться с ним с технической точки зрения и даёт нам очень важную информацию, необходимую для проведения реставрационных работ. Исследования инфракрасными, ультрафиолетовыми и рентгеновскими лучами необходимы перед началом реставрации, также как и лабораторные исследования, позволяющие нам узнать, какие материалы были использованы в произведении. Все эти техники добавляют друг друга и дают нам очень важную информацию. Остановлюсь немного на исследовании инфракрасным излучением, чтобы пояснить вам, что этот тип света проникает сквозь слои живописи и достигает первого наброска, который художник делает вначале и который впоследствии он заполняет слоями краски.

my-raphael.com

my-raphael.com

В случае с этой картиной мы видим, что рисунок здесь тщательно прописанный, чистый, но художник в процессе создания полотна сделал некоторые изменения в самой фигуре «Нимфы». Например, он изменил немного положение пупка и чуть-чуть – изгиб бедра. Но в остальном мы видим, что Кранах чётко представлял себе композицию, потому что всё написанное точно совпадает с первоначальным рисунком.

Исследовав полотно и получив всю информацию о том, что необходимо сделать, какие имеются дефекты, нуждавшиеся в реставрации, была спланирована работа, которую нужно было осуществить. Для «Нимфы» основное заключалась в том, чтобы очистить её. Что мы имеем в виду, когда говорим об очистке? Совершенно очевидно, что это любой вид загрязнения, который накапливается на поверхности полотна, а также лаки, которые используются в качестве защиты, они окисляются с течением времени, теряют прозрачность и становятся жёлтыми. В случае с «Нимфой» лак приобрёл цвет карамели, что мешало видеть подлинные цвета, которые использовал Кранах в своей работе.

И вот ещё, что происходит с окислившимися лаками: они делают перспективу более плоской, и восприятие картины становится неверным. После очистки и устранения жёлтого слоя лака картина приобрела реальные цвета: более насыщенный синий цвет неба или фарфоровый цвет кожи «Нимфы», а также великолепные оттенки лёгкой прозрачной вуали, покрывающей её тело, или же перьев птиц. Плоская перспектива вновь приобрела глубину.

my-raphael.com

my-raphael.com

После очистки произведение снова покрыли лаком, и началось восстановление фрагментов, утративших краску, например, на ноге, на переднем плане. Здесь наблюдалась утрата краски, которая была восстановлена с помощью тонких штришков нанесённой прозрачной краски. Это очень тонкие линии, которые отличаются от оригинала, если смотреть на них вблизи, но которые издали сливаются с общим полотном.

Надеюсь, что я сумела рассказать вкратце об этой невероятной работе и поделиться с вами нюансами нашей профессии. Надеюсь, мы скоро увидимся в музее, чтобы насладиться тем, что нам так нравится – миром искусства. Большое спасибо.
 

my-raphael.com

 

https://twitter.com/MuseoThyssen/status/1300414460562112512

Перевод Елены Абрамовой
Редколлегия сайта