Новое и интересное / Nuevo e interesante
Алехандра Мартос: о её работе по реставрации полотна "Рай", Тинторетто
Продолжаем знакомить вас с интересной работой Алехандры Мартос - дочери Рафаэля. Она - ведущий реставратор знаменитого музея Тиссена-Борнемисы. В прошлой публикации мы рассказывали о её работе над полотном французского художника ХХ века Бальтюса "Игра в карты". Сейчас предлагаем вашему вниманию видеоролик, где сами реставраторы делятся интересными моментами своего труда со зрителями. Речь пойдёт о картине "Рай" венецианского живописца XVI века Тинторетто. А также посмотрите небольшой фоторепортаж из цепочки сообщений в Твиттере от отдела реставрации музея Тиссена-Борнемиссы.
Это давняя реставрационная работа, которая проводилась в 2012-2013 годах, мы уже рассказывали о картине Тинторетто здесь:
http://my-raphael.com/news/1194/71/alehand...vomu-sotrudniku
https://my-raphael.com/news/455/71/doch-raf...issen-v-madride
В ролике говорят Убальдо Седано – руководитель отдела реставрации музея Тиссена-Борнемисы, а также Алехандра Мартос и Сусана Перес - ведущие реставраторы музея.
https://www.youtube.com/watch?v=V4O5zgGe-HE https://vimeo.com/65553218
ПЕРЕВОД ВИДЕО:
«Рай» Тинторетто: реставрация.
Март 2012 – март 2013
Снятие и перевозка полотна для его исследования и реставрации
Убальдо Седано: Мне кажется, что полотно Тинторетто - одно из знаковых произведений музея Тиссен-Борнемиссы. В течение 2012 года оно было подвержено процессу исследования и реставрации, это совпало с 20-летним юбилеем открытия коллекции Тиссен для посетителей. Благодаря договорённости о сотрудничестве с Bank of America Merrill Lynch он оказал содействие в работе по реставрации такого ценного полотна.
Реставрация: замена подрамника
Алехандра Мартос: Первый шаг процесса реставрации заключался в замене металлического подрамника полотна на другой, деревянный, более простой. Он превосходно выполнял свою роль, но при этом не был столь тяжёлым, как предыдущий, который ко всему прочему был уже деформирован. Его изготовили из дерева, и на него натянули ткань, чтобы оригинальный холст, наложенный поверх неё, находился в наиболее удобном положении.
Технические исследования: взятие микрообразцов
для исследования материалов
Сусана Перес: Технические исследования необходимы для реализации любого реставрационного проекта. Это химические методы исследования и физические - фотографирование, использование ультрафиолетовых и инфракрасных излучений, рентгеновские снимки. Это даёт нам обширную информацию о произведении до принятия решения о том, каким образом осуществлять реставрационный проект.
Технические исследования: фотографирование при свете,
в ультрафиолетовом и инфракрасном освещении
Благодаря физическим исследованиям мы смогли увидеть множество деталей и уровень сохранности произведения.
Технические исследования: рентген
Наибольшую информацию о холсте нам дал рентген. Это традиционная система снимков, одно единственное применение рентгеновского излучения, и мы смогли увидеть все слои, присутствующие на полотне, так же как и дефекты.
Перевозка полотна в холл музея
Убальдо Седано: Одной из составляющих процесса реставрации явились работы, которые проводились на глазах у публики. Некоторые процессы, включая саму реставрацию, осуществлялись в пространстве, отгороженном таким образом, чтобы через окошки можно было бы наблюдать за разными фазами проводимых работ.
Реставрация: очистка живописного слоя
Алехандра Мартос: Процесс очистки полотна – это, возможно, самая сложная часть реставрации, потому что это обратимый процесс. В 2012 мы начали счищать олифу, которая уже окислилась, появилась желтизна, и со временем накопилась грязь. Мы использовали растворитель быстро испаряемый и малопроницаемый.
Мы укрепили края полотна, эта зона требует особого внимания, потому что она чаще всего рвётся и даже отрываются кусочки. Мы проложили синтетическую основу между оригинальным полотном и материалом на подрамнике.
Реставрация: покрытие лаком
Мы покрыли полотно лаком «Damar», это натуральная смола, она нам показалась наиболее подходящей для этого произведения.
Реставрация: восстановление живописного слоя
Восстанавливая дефекты цвета, мы использовали особое вещество, которое применяется при реставрации, в его состав входит олифа. Мы использовали точечную технику, то есть точечными прикосновениями мы заполняли краской места, где её не хватало.
Возвращение полотна в зал музея
Убальдо Седано: После того, как была завершена реставрация холста, и на него была надета рама, 4 марта 2013 года был осуществлён процесс возвращения произведения на своё место – стену проходного зала при входе, где полотно всегда висело, и которое является почти визитной карточкой музея и местом приёма посетителей.
Далее предлагаем посмотреть небольшой фоторепортаж от Реставрационного отдела музея Тиссена-Борнемисы, эти сообщения представлены в виде ветки, нити, где каждое последующее является ответом на предыдущее. Таким образом все материалы по той или иной картине соединены вместе.
"РАЙ", ТИНТОРЕТТО
Restauración Thyssen: https://twitter.com/RestauraThyssen/status/1258384485374140417
Esta semana vamos con "El Paraíso" de #Tintoretto, llamado así por ser hijo de un tintorero. Una obra emblemática del @MuseoThyssen que preside con sus imponentes 9 metros cuadrados del hall de entrada. Nos acompañas? Abro hilo ...
#YoMeQuedoEnCasa #ThyssenDesdeCasa#arte#art
На этой неделе мы уделяем особое внимание «Раю» Тинторетто, названному так, потому что он был сыном маляра.* Это знаковое полотно музея @MuseoThyssen, в котором 9 внушительных кв. метров, оно висит в холле при входе. Вы последуете за нами? Открываем «тему». #СижуДома #ТиссенИзДома #искусство.
https://twitter.com/RestauraThyssen/status/1258384762743468033
При использовании рентгеновского излучения видны все изменения,
к которым прибегал художник во время работы над своим произведением.
https://twitter.com/RestauraThyssen/status/1258384949561917452
Во время реставрации тяжёлый металлический и деформированный подрамник
был заменён на новый, лёгкий, деревянный.
Края холста были аккуратно отреставрированы с помощью ткани,
проложенной между холстом и полотном, натянутым на подрамник.
https://twitter.com/RestauraThyssen/status/1258385053664587778/photo/1
https://twitter.com/RestauraThyssen/status/1258385097285349376/photo/1
https://twitter.com/RestauraThyssen/status/1258385097285349376/photo/2
Реставрация точечным способом.
Краской заполняют места, где её не хватает, и затем покрывают лаком.
*Тинторетто - уменьшительная форма от испанского слова tintorero - маляр, красильщик. (Примечание редакции.)
https://vimeo.com/65553218
Ещё материалы по теме:
https://my-raphael.com/news/455/71/doch-raf...issen-v-madride - 05.03.2013
http://my-raphael.com/news/1194/71/alehand...vomu-sotrudniku - 15.01.2015
http://my-raphael.com/news/1226/71/lyudi-i...ego-okruzheniya - 21.02.2015
http://my-raphael.com/news/1248/15/fotogra...z-muzeya-tissen - 13.03.2015
http://my-raphael.com/news/1328/15/blizhaj...zhenie-rafaelya - 13.05.2015
http://my-raphael.com/news/1562/15/o-novyh...lehandry-martos - 27.01.2016
http://my-raphael.com/news/1603/15/rabota-alehandry-martos - 24.03 2016
http://my-raphael.com/news/2707/71/alehand...vriruet-shedevr - 01.02.20
https://my-raphael.com/news/2721/71/restavr...-prodolzhaetsya - 17.02.2020
https://my-raphael.com/news/2859/71/alehand...v-karty-baltyus - 31.07.2020
Перевод Елены Абрамовой
Редколлегия сайта