Рафаэль Мартос Санчес - Raphael - Rafael Martos Sánchez - Raphael - Rafael Martos Sánchez

Raphael - Rafael Martos Sánchez

25.11.2014

От Гранады до Мадрида. Мадрид


Двадцать концертов Рафаэля пройдут в Мадриде в Teatro Compac 

Мадрид у интеллектуальных русских людей ассоциируется прежде всего с тремя именами – Пушкина, Сервантеса и Рафаэля.

Дождемся ночи здесь. Ах, наконец
Достигли мы ворот Мадрита! Скоро
Я полечу по улицам знакомым,
Усы плащом прикрыв, а брови шляпой…

(А.Пушкин, "Каменный гость")  

Мадрид (Madrid) - величественный, необыкновенной красоты город, столица и сердце Испании, с большим количеством великолепных замков и дворцов различных эпох, чудесными парками и завораживающими фонтанами. Это город, где находят друг друга влюбленные, а случайно встретившиеся незнакомцы очень быстро становятся друзьями. Для меня это город Рафаэля, пронизанный его голосом, обжигающе красивыми песнями и пульсом его сердца. 

Hoy para mi es un día especial,
Hoy saldré por la noche.
Podré vivir lo que el mundo nos da
Cuando el sol ya se esconde.
Podré cantar una dulce canción
A la luz de la luna,
Y acariciar y besar a mi amor
Como no lo hice nunca...

Приглашаю вас прогуляться по ночному Мадриду. Величественные замки, молчаливые соборы, памятники и причудливые фонтаны подсвечиваются десятками разноцветных огней, превращаясь из обычных достопримечательностей в декорации к сказке, где любители классики по достоинству оценят шоу с традиционным испанским танцем фламенко и поклонники современной электронной музыки найдут, что посмотреть. Ночью в Мадриде можно послушать живую музыку, окунуться в очарование шумной испанской таверны, посетить выставки современного искусства и даже побывать на готических вечеринках. Способность Испании и, в частности, Мадрида, удивлять и очаровывать с наступлением ночи не только не пропадает, но и с каждым годом усиливается.

Мадрид всегда имел славу "неспящего" города. Обычно ночной образ жизни в основном ведет молодежь, но в Испании ночь принадлежит всем. Поодиночке, парами или группами люди перемещаются из бара в бар, но не для того, чтобы выпить и поесть. Главное - это общение. Незнакомые люди обмениваются впечатлениями (это может быть и погода, и футбол, и события в стране), а через полчаса диалога расстаются, как старые друзья.  

Первые упоминания о Мадриде относятся к X веку – в то время он был небольшой деревушкой вокруг крепости Маджирит, расположенной между двух крупнейших в то время городов Испанского королевства - Толедо и Сеговии. Испанские историки считают, что слово "Мадрид" имеет арабское происхождение, поскольку начало городу положил арабский эмир Мохамед I, воздвигнувший в 932 году крепость Маджирит, и происходит от арабского слова «majra», что означает «водный источник». Но есть и другая версия, по которой считается, что название происходит от кельтского "магерит" — «большой мост», которое было искажено арабами в слово «маджирит».

В течение последующих пяти веков город был всего лишь спутником Толедо - столицы Испании тех времен. Все изменилось в 1561 году, когда король Филипп II решил перенести его Двор из Толедо в Мадрид, и он превратился в центр испанской монархии и в столицу Испании. Поэтому его часто называют «умышленным городом», т.е. созданным по прихоти одного человека. Филипп II взошел на трон в 1556 году, став самым могущественным монархом в мире, а Мадрид переживал свой «Золотой Век» (Siglo de Oro) - с 1580 по 1680 год. Тогда Испания была самой богатой страной мира, а в Мадриде проживали Сервантес, Лопе-де-Вега, Гонгора, Кальдерон-де-ла-Барка, Тирсо-де-Молина, Веласкес, Алонсо Кано, Рубенс. Облик настоящей европейской столицы Мадрид принял при Карле III (1759-1788), когда были приглашены такие архитекторы, как Сабатини, Марке, Вентура Родригес, Хуан де Вильянуэва и другие.  

Говорят, что в Мадриде легко поймать такси, но трудно приехать вовремя, так что мадридцы спокойно относятся к опозданиям. 

Центром города считается площадь Пуэрта дель Соль (Puerta del Sol), или Ворота Солнца, с Домом почты (1768 г.), увенчанным часами с четырьмя циферблатами. От бронзового нуля, вмонтированного в тротуар площади, идет отсчет расстояний во все стороны Испании. Здесь же находится и символ города - статуя "Медведь и Земляничное дерево" (El Oso y el Madrodo), повторяющая детали герба Мадрида. 

Считается, что медведь и земляничное дерево, широко распространенные в горах в XII-XIII веках, когда и возник герб, символизировали некую договоренность между гражданскими и церковными властями об использовании охотничьих угодий.

Одна из центральных площадей испанской столицы, Пласа-Майор, соперничает с Пуэрта-дель-Соль за право именоваться главной площадью Мадрида. Она была построена во времена правления Филиппа III архитектором Хуаном Гомесом де Мора. Все 136 зданий с 437 балконами, окружающие площадь, построены с стиле мадридского барокко.  Обрамленная колоннадами, центральная площадь Пласа-Майор в средние века служила в качестве рыночной.

Монументальное здание красного цвета, построенное в неомавританском стиле, с красивыми арками, статуями перед ним и богатым внутренним убранством — это знаменитая арена для корриды Лас-Вентас. Появилось величественное сооружение благодаря тому, что Испания переживала небывалый подъем интереса к смелой национальной традиции. Арена Лас-Вентас — настоящая достопримечательность Мадрида, а о ее культурном влиянии и значении на жизнь города лучше всего говорит тот факт, что Лас-Вентас посвящен пасадобль композитора Мануэля Лилло «Пласа-де-лас-Вентас». 

В столице насчитывается более 100 музеев и художественных галерей. Три главных музея Мадрида образуют "золотой треугольник", в вершинах которого расположены Музей Прадо, музей королевы Софии и музей Тиссена-Борнемисы. 

Национальный музей Прадо задумывался королем Карлом III как собрание естественной истории и был открыт в 1819 году. С тех пор он несколько раз расширялся, наиболее значительные изменения были проведены в 1971 и в 2006 годах. Сегодня – это одна из крупнейших картинных галерей мира, в которой хранится более 8000 живописных полотен и 700 скульптур, в основном XVI-XVII веков. Среди главных имен - Босх, Тициан, Эль Греко, Рубенс, Веласкес, Фра Анджелико и, конечно же, Гойя.

Во дворце «Вильяэрмоса», испанской резиденции Фонда собрания Тиссен-Борнемиса, хранится более 1000 произведений искусства, собранных бароном Генрихом Тиссеном, его сыном Гансом Генрихом и Кармен Тиссен-Борнемиса. Здесь собраны шедевры ранней итальянской живописи, голландской живописи XVII века, немецкого экспрессионизма, геометрической абстракции, импрессионизма, русского конструктивизма и поп-арта. Картины Дюрера, Караваджо, Гогена, Ван Гога, Клее, Хоппера дополняют увиденное в Музее Прадо.

Центр искусств имени королевы Софии, который мадридцы называют «Рейна» («Королева»), знакомит посетителей с работами художественного авангарда и современным испанским искусством. В музее представлены работы Хуана Гриса, Миро, Дали, Пабло Гаргальо, Тапиес и Чильиды, а также «Герника» Пабло Пикассо. Временные выставки, проводимые в музее королевы Софии, также знакомят посетителей со всем многообразием современного искусства.

В Мадриде сконцентрировано большое количество крупных учебных заведений. Всем желающим, в том числе и иностранцам, здесь предоставляется хорошая возможность получить образование международного стандарта. К таким вузам относятся Мадридский университет, Автономный университет Мадрида, Королевский коллегиум Марии Кристины, Консерватория и Школа драматического искусства. Также есть и специальные учебные заведения, например, Королевская испанская академия, Королевская академия истории, Королевская академия изящных искусств "Сан-Фернандо".

В одном из центральных парков Мадрида, Фуэнте дель Берро, считающегося одним из самых романтичных парков испанской столицы, стоит памятник Пушкину, подаренный Мадриду Москвой (в ответ Мадрид подарил Москве памятник Сервантесу, он стоит у нас в парке Дружбы).

Есть сведения - правда, документально не подтвержденные, - что по окончании Царскосельского лицея, когда Пушкин  был определен в Коллегию иностранных дел, он собирался служить в российской миссии в Мадриде. Что-то этому, видимо, помешало, однако строки, обращенные к Испании, в творчестве поэта - свидетельство того, что эту страну он глубоко чувствовал и любил. Она была в его глазах овеяна ореолом очарования и романтики, что вообще свойственно русским людям в отношении Испании.

Вспомните слова Лауры из "Каменного гостя": 

...Мне удавалось
Сегодня каждое движенье, слово.
Я вольно предавалась вдохновенью.
Слова лились, как будто их рождала
Не память рабская, но сердце...

Кто-то из ее гостей добавил:

Какие звуки! сколько в них души! Ты сердце
Чаруешь нам. Из наслаждений жизни
Одной любви музыка уступает;
Но и любовь мелодия...

Это слова Пушкина, русского поэта, и с ними, наверное, согласится Рафаэль, испанский певец... Потому что нужно отдать в песне свое сердце, чтобы завоевать сердца слушателей, а он так и делает. 

Жизнь в Мадриде кипит и днем и ночью, но метро - как и везде, - работает с 6:00 утра и до 1:30 ночи. Оно - второе по величине в Европе, - охватывает своей сетью практически весь город и имеет свою особенность: для того, чтобы двери открылись, нужно приложить определенные усилия. Как в Барселоне, так и в Мадриде, ходят несколько типов поездов. В одном из них двери открываются автоматически, в другом они откроются, если нажать специальную кнопку и, наконец, в третьем войти можно будет, если повернуть специальный рычаг наверх. Кроме того, в мадридском метро действует так называемое легкое метро, представляющее собой эквивалент скоростного, частично подземного трамвая. 

Но по старинным площадям, улочкам и бульварам мы идем пешком, потому что ночь, и метро уже закрыто. 

Жители Мадрида очень чтят своего писателя, Мигеля де Сервантеса, автора "Дон Кихота". На Площади Испании в 1929 году был открыт величественный монумент по проекту Лоренцо Куэльо-Валера. Средства на его возведение собирались всенародно, во всех испаноязычных странах мира. Во главе сложной композиции, у подножия стелы, именуемой в народе «жирафа», восседает сам Мигель де Сервантес с книгой в руке, а перед ним Дон Кихот на своём Росинанте и его верный оруженосец Санчо Панса на осле. В Испании Сервантес так же любим, как у нас в России Пушкин.

Улица Гран-Виа – это одна из главных артерий города, как указывается в каждом путеводителе, но эти слова не отражают ни на грамм того ощущения, которое пронизывает тебя, когда оказываешься на этой улице. Это жгучая смесь из ветра, потока новых запахов, непонятного гула, шума машин, проблесков солнца между зданиями, которая будто засасывает в какой-то неведомый водоворот. Жизнь всегда бурлит на Гран-Виа вне зависимости от времени суток.

Вся эта сумятица может быть выражена фразой режиссера Алекса де ла Иглесиа (Alex de la Iglesia): «Нужно только выйти на мадридскую Гран-Виа, чтобы понять: если конец света не наступит сегодня, обязательно наступит завтра». 

Улица начала строиться в 1910 году, и многие архитекторы приложили к ней руку, поэтому она не выдержана в каком-то определенном стиле. 

Гран-Виа успела сменить множество названий, в том числе носила название улицы России (в 1936-1937гг.) и Советского союза (в 1937-1939гг.), чтобы скрепить дружбу между двумя странами. Потом эта дружба была прервана. Надолго, вплоть до 1971г., пока в СССР с концертами не приехал Рафаэль.

Часть улицы, от площади Калльяо (Plaza de Callao) до площади Испании (Plaza de España), называется Мадридским Бродвеем. Здесь расположены современные здания, возводимые с 30-х годов ХХ века, а главное - театры и кинотеатры Мадрида. Их такое множество, что можно растеряться и действительно забыть, что находишься в Мадриде, а не в Нью-Йорке. Театров здесь много: Teatro Rialto Movistar, Teatro Lope de Vega, Teatro Compac Gran Vía, Teatro La chocita del loro, Teatro Coliseum, Cines Capitol, Cines Palacio de la Prensa, Sala Goleen Gran Vía, Cines Callao, Palacio de Música.

Нас интересует один - тот, что украшен афишами "De Amor y Desamor" Рафаэля - Teatro Compac на Gran Vía, 66. 

Театр, вместимостью 950 мест, впервые открыл свои двери в 1944г. как кинотеатр под названием Cine Gran Vía – Кино Гран Виа. Между 1947 и 1950гг. использовался еще и как театр, помимо кино в нем шли спектакли. Именно в те годы зародилась театральная деятельность в стенах этого здания. Чуть позже оно стало функционировать исключительно как театр. Вот уже более шести десятилетий тысячи и тысячи зрителей разных поколений посещают Театр Компак. Здесь прошли десятки премьер, как кинематографических, так и театральных…

В 1994г., после ремонта, здание вновь стало использоваться как кинотеатр, а с 2004г. – опять и исключительно как театр. С некоторых пор в нем стали делать больший акцент на музыкальных спектаклях. Мюзиклы, балет, фламенко, фольклорные ансамбли, концерты…

Двадцать вечеров Рафаэль здесь будет представлять свой спектакль "De Amor y Desamor", билеты на которые давно уже проданы. Двадцати тысячам зрителей - жителям своего города и тем, кто специально для  этого  приехали  со  всех  концов мира,  -   Рафаэль  вместе  с  песнями  подарит   частичку  своего сердца  Артиста. По-другому он не умеет.

Julia Boreeva

Афиша М.Медынцевой

 

Другие статьи этой серии:

Часть 1-я: От Кордовы до Кадиса 

Кордова 

Валенсия 

Лорка 

Касерес 

Кадис 

Часть 2-я: От Гранады до Мадрида 

Гранада 

Сантандер 

Сан-Себастьян 

Бильбао 

Мурсия 

Мадрид