El histrión sigue siendo él. 2010
АРТИСТ ПО-ПРЕЖНЕМУ ОСТАЕТСЯ САМИМ СОБОЙ. 2010
Есть только одно, что может сравниться с необузданностью Рафаэля – это публика Рафаэля. В ходе поразительного процесса уподобления, длящегося уже более полувека, почитатели хаенца научились у своего маэстро и ведут себя так, как вел бы себя сам артист, если бы занял место в партере: взрываются громовыми аплодисментами, выкрикивают пылкие комплименты («красавец», «артист»), подбадривая кумира, теряя разум от его поз и дерзких выходок. Рафаэлизм, как самая настоящая религия - это коллективное умопомрачение. И с немалым количеством священнослужителей: вчера линаресский соловей устроил в театре Compac премьеру спектакля, который продержит его в городе 19 вечеров подряд. Угадайте, сколько билетов на подобный марафон осталось вчера в кассе? Абсолютный ноль.
Фрагмент выступления Рафаэля в театре Compac Gran Vía
Все чрезмерно - и таким останется до самого конца - в мире этого человека, решившего жить и петь, отмахнувшись от любых проявлений благоразумия. Все - безрассудство у единственного на испанской эстраде обладателя Уранового диска (50 миллионов проданных альбомов): его пластинки, 50 лет его творчества, 37 произведений из его репертуара, три недели беспрерывных выступлений на Гран-Виа. Что уж говорить о последнем событии - тройном (!) диске Te llevo en el corazón, с его любимыми во все времена танго, болеро и ранчера. В любом другом случае мы бы заговорили о несварении желудка, но рафаэлизм содержит стандартный Omeprazol* серийного производства. И эти желудочные таблетки минимизируют последствия потребления обильного рациона.
У Рафаэля, как нельзя лучше, получается изображать Рафаэля, с его манерничаньем с первой же строфы, культом личности, самодовольной улыбкой того, кто знает, что его боготворят, этим мощным потоком голоса, который взрывается и наполняется радостью в конце каждой фразы, с декорациями, изображающими звездную ночь, и лампочками, которые гаснут, чтобы усилить впечатление, что наш молодой человек все еще тот же. Другое дело, что подобная роскошь и великолепие не совмещается, например, с глубинным ощущением предместья, наполняющим танго. Мало того, что дон Рафаэль Мартос забыл Cuesta abajo - есть вещи, которые нельзя исполнять на чистом крике. И попытка покорить En esta tarde gris получилось плачевной. Сколь не меняй шляп, сколько не пой виртуальным дуэтом с Гарделем, скрывающимся в радиоприемнике тридцатых годов, в венах исполнителя Escándalo маловато крови исполнителя танго.
Более сносным был подход к болеро и ранчерас, с Voy и La media vuelta в качестве достойных похвалы (и, разумеется, оторванных от истоков) примеров и возможностью услышать отважного юношу с акустической гитарой - в первый раз за весь концерт. А до того два молодых человека на клавишных, похоже, подрядились похоронить в этот вечер почти все под непробиваемым фальшивым блеском казино. Но нет ничего лучше, чем классический репертуар, то, что Рафаэль называет "драгоценности короны", чтобы наслаждаться линаресцем в живую. Со всеми этими ужимками, гримасами, пробежками и эмоциональными вспышками, которые в его 67 лет удерживают за ним место самого великого артиста на нашей эстраде. В течение двух с половиной часов, трех недель подряд, без перерыва.
Фернандо Нейра
Фото Бернардо Перес
30.11.2010
www.elpais.com
Перевод Алисии
Оубликовано на сайте 09.12.2010
Примечания переводчика:
* Omeprazol - противоязвенный препарат.