Raphael: “No me paro en el pasado, me mantiene vivo la illusion”. 2010

РАФАЭЛЬ: ”Я НЕ ОСТАНОВИЛСЯ В ПРОШЛОМ, НАДЕЖДА ДЕРЖИТ МЕНЯ В ТОНУСЕ”. 2010

После сериала о его жизни певец получает премию «Ondas», выпускает диск и возвращается на сцены Мадрида. 

Рафаэль в просторной гостиной своего дома за несколько дней до премьеры на Гран Виа в Мадриде.

У него горячая осень. Вслед за долгим турне, посвященным 50-ти летию на эстраде и выходом сериала о его жизни (а точнее, о тяжелых моментах его операции по трансплантации печени в 2003) он выпускает новый диск «Te llevo en el Corazon», ему вручают престижную премию Ondas, он дебютирует в мадридском театре Compac Gran Via (там он будет до 19 декабря, а почти все билеты были проданы несколько недель назад), и он без конца ездит в Америку, где его диск снова покорил всех. После концертов в Мадриде будет Рождественская передача на испанском телевидении. Так что в свои 67 лет не дает себе никакой передышки.

Многочисленное семейство.

А в частной жизни он остается в своем тихом уголке рядом со своей женой, Натальей Фигероа, на которой женат уже 38 лет. Его трое детей Алехандра (которая замужем за Альваро де Аренсана), Хакобо (женатый на актрисе Тони Акоста), и Мануэль (с Амелией Боно) уже сделали его дедушкой (хотя он не любит, чтобы его так называли) шесть раз, так что его дом неизбежно молодеет.

- Несгораемый Рафаэль, несгораемый...

- Вовсе нет, я просто артист, полный азарта, и я не склонен к ностальгии и не люблю смотреть в прошлое. Возможно, именно поэтому возникает ощущение, что я несгораемый. Я не останавливаюсь на сделанном. Прошлое прошло. И не о чем жалеть, как поется в песне.

- А теперь - танго, болеро, ранчерас.

- Уже с 1966 года у меня были хиты в стиле ранчера. И болеро тоже. Но танго я исполнил впервые, и я просто очарован, я в последнее время совершенно обтангился, его эстетика завораживает меня!

- Некоторые звезды и высококлассные спортсмены спят в кислородных камерах или делают что-то подобное, чтобы добиться лучших результатов...

- Я не думаю, что от всего этого что-то улучшится, - говорит он со смехом, - но, в конце концов, у каждого свои причуды, так ведь? По мне - чем все проще, тем лучше я себя чувствую, потому что мне не нужно нечего особенного, чтобы хорошо выглядеть.

- Ты не позволяешь себе никаких выходок?

- Нет. Вне сцены я прост как «дважды два четыре» - он снова смеется.

- Как можно постоянно изменяться, не теряя своей индивидуальности?

- Свою индивидуальность я не могу потерять. Она во мне прочно укоренилась. Она неизменна, но ее можно формировать. А что на самом деле можно сказать – это что мой способ жить и быть на сцене со временем эволюционирует. Ты никогда не увидишь, что я устарел, никогда!

- Ты очень кокетливый человек. С помощью каких ухищрений ты поддерживаешь свой имидж?

- Кокетливый? Ты что! Мои ухищрения? Тебе хорошо известно, какими они были: мне выпало чудо пережить трансплантацию, и это, разумеется, изменило мою жизнь. Все, что я делаю сейчас – ем здоровую пищу и очень забочусь о себе, но не особо напрягаясь.

Никаких жертв! Чего я не делаю - это того, что может мне повредить. И все. Я не так уж забочусь о своем имидже, но человек со временем учится. Я постоянно эволюционирую. Я весь в будущем. Поэтому я всегда буду обновлять свой творческий почерк, свою стилистику, все…

Врезка в середине страницы:
«Люди хотят настоящего, фурор продолжается лишь одну неделю»
«Я дал разрешение на съемки сериала, потому что он пропагандировал донорство, а эта тема меня интересует»
«Я питаюсь нормально и очень берегу себя. Но без жертв»
«Я вовсе не экстравагантен, вне сцены я прост как дважды два» 

Я живу так, как мне нравится, и у меня много планов, но недоделанных нет. Когда я чего-то хочу, я работаю, работаю, работаю... и делаю это!

- Ты видел сериал о твоей жизни?

- Я смотрел его не по телевидению, а в частном порядке. Там есть свои заморочки, но он снят очень хорошо, с большим уважением. Сначала я не хотел, чтобы его делали, потому что считаю, что такие вещи должны снимать о тех, кого уже нет, или кто ушел на пенсию. Но мне ответили, "ты сценарий почитай..." И, в самом деле, я увидел, что он может стать прямой дорогой к донорству, а это как раз то, что меня интересует.

- А результат тебе понравился?

- Я считаю, что сериал получился очень разумный, он снят очень хорошо, с большой любовью и с большим уважением. И еще - там фантастическая работа всех артистов, особенно тех, которые играли меня. Эти трое превосходны!

- Непривычно увидеть себя в другом человеке?

- Нет, потому что они так написали и отсняли эту часть моей жизни, что мне это не показалось странным.

- Но видеть, что другие люди – это ты и твои дети…

- Дело в том, что я никогда не видел в фильме себя. Никогда не видел в нем моих детей. Я смотрю на него с другой точки зрения, я в него не вживаюсь.

- Говорят, что наследники трона были недовольны тем, как их показали в сериале об их жизни.

- Они не должны были делать этого; надо понимать, что они – это они, а все остальные – это актеры.

- После операции ты стал новым человеком, так?

- Полностью.

- Кроме того, в последнее время тебе удалось привлечь новую публику, не потеряв ту, которая у тебя уже была.

- Эта молодая публика стала появляться давно, с 1995-го года. И это нормально, потому что зрители, которые заполняют залы – это молодежь. Люди моего возраста реже выходят в свет. Такого результата можно добиться искренностью, трудом и, прежде всего, верностью самому себе.

- Публика на твоих премьерах - очень разнородная смесь…

- Так было всегда. К счастью, у меня очень пестрая публика, изо всех слоев общества. И это тоже способствовало тому, что моя карьера оказалась такой продолжительной.

- Как ты добиваешься того, что многие из тех, кто ссорится в конгрессе, сидят в театре в одном ряду?

- Ну, это случается постоянно. Люди спорят, но потом, когда перед ними уже не торчит пресса, или они уже не дискутируют на эту тему, большинство опять становятся друзьями.

- Как ты относишься к тому, что твой сват – третий человек в государстве?

- Очень хорошо, я испытываю к нему особую привязанность, и мы скорее добрые друзья, чем сваты.

Рафаэль 38 лет женат на Наталии Фигероа: «Заметь себе, кажется, это было позавчера», - шутит он.

- Ты что-нибудь пропустил на своем пути, о чем-нибудь сожалеешь?

- Ничего. Я совсем не склонен что-либо пропускать. Я ухитряюсь совмещать все. Сожалеть? Да, но я уже за все заплатил - он хохочет, - так что теперь уже нет! У меня теперь все хорошо, я чист от любого греха!

- Сейчас много говорят о совмещении личной жизни и работы, как ты этого добился?

- Сейчас мои гастроли не стали короче, но зато я их разбиваю. Каждые пять недель я возвращаюсь домой. Раньше я уезжал на девять месяцев. Кроме того, сейчас не существует расстояний. Хотя я всегда достаточно успешно справлялся с этим. Жизнь моей семьи была целиком подчинена моей работе. Мы несколько лет провели в Майами, потому что так я реже пересекал океан. Если планировать все таким образом, то это удается.

- 38 лет в браке с Наталией, ни больше и ни меньше...

- Да, заметь себе. А кажется, что это было позавчера! - шутит он.

Врезка между 2 и 3 столбцом:
«Наталья изумительна. Она во всем помогает мне. Я очень привязан к своей семье»

- И еще больше лет на виду у публики, с того момента, когда вы еще были женихом и невестой...

- Да, но я всегда жил в стороне от всех этих вещей. У меня такая философия: я позволяю всему миру делать свое дело, и меня это не волнует и не раздражает. Я строю свою жизнь так, как мне хочется …

- Наталия - это жемчужина твоей короны. Все, кто знаком с ней, ее обожают! Ты ревновал?

- Я полностью с этим согласен! Ревновать? Неееет! Наталия очень помогает мне, во всем, где может!

- Твой сын Мануэль, посвятил себя музыке, это еще та задача - быть сыном Рафаэля?

- Ну, это легкая задача, но нет, на самом деле - нет. Я уверен, что его время наступит, потому что для этого есть все условия. А чего нет – так это желания нервничать.

- Когда ты начинал, ты понимал, что станешь такой звездой, как сейчас?

- Я никогда ничего не делал ради результата. Я не думаю: ”я сделаю это, потому что таким образом я добьюсь....” Например, этот диск очень затратный, потому что если я что-то делаю, то это потому, что хочу, чтобы все получилось хорошо. Моя цель именно такова. А не становиться все более и более великим. Этого я никогда не планировал, ни тогда, когда я начинал, ни теперь.

- Система звезд очень изменилась?

- Да. Ну, "star system" не существует. Сейчас все доступнее и нормальнее. По крайней мере, так должно быть. Людям не годятся картофельные чипсы. Нет, так было в восьмидесятые годы. Мы даже немножко выше этого. Тот, кто является личностью в музыке, в кино, в живописи, в театре – уже имеет все это в душе. И публика сразу увидит это, не надо придумывать то, чего нет, потому что блефа хватит на одну неделю, на одну журнальную обложку. А за ней ничего нет.

- У тебя есть незавершенный проект?

- У меня много проектов, но нет незаконченных. Все, что я хочу делать – это работать, работать, работать... и я это делаю!

- У тебя что-нибудь не получалось?

- Да, много чего, но я тебе об этом не расскажу...

- Потому что оно получится, да?

- Работа, работа и работа... Пока не умру!

Начо Фресно
Фото Соледад Гонсалес
Осень 2010
Перевод А.И.Кучан
Опубликовано на сайте 21.10.2011