Raphael en Costa Rica. 2011

РАФАЭЛЬ В КОСТА-РИКЕ. 2011

Продолжаю линию, начавшуюся с разбора концерта Паломы Ñаí Áаñилио, мы снова рискнем отступить на минутку от нашей обычоой программы и дать вам рецензию на концерт артиста поколения, предшествующего нашему, увиденный глазами того, кто может верно оценить его. В данном случае взяться за перо (и фотоаппарат) пришлось моему отцу.

Рафаэль велик. Это говорю не я, а тот, кто лучше в этом разбирается.

В Gimnasio Nacional, где и булавке некуда было упасть (ну разве что одной), Рафаэль, без всякого сомнения, доказал, что он тот же, что и раньше. И он сам взял на себя труд заявить об этом, когда со своим неоспоримым обаянием сказал: ”sigo siendo aquel… el mismo Raphael de siempre…”*

Карьера певца началась в Мадриде, когда ему было пять лет, а в девять он получил в Зальцбурге премию как лучший детский голой Европы. В 14 лет он уже стал профессиональным певцом.

В 22 года (уверен, мало кто об этом знает), спев во всей Европе, Японии и Австралии, он дебютировал в Соединенных Штатах, изумительным концертом в Madison Square Garden с подачи ни больше ни меньше как Brian Epstein, легендарного менеджера ансамбля Битлз.

Я не могу прекратить перечислять места где он выступал, потому что хочу дать тем, кто этого не знает, представление о том, насколько он велик: это Carnegie Hall в Нью-Йорке, сиднейский Оперный театр, Большой и Россия в Москвe, Дворец музыки и Teatro Real в Мадриде, Оперный театр Санкт-Петербурга, Дворец музыки в Барселоне, Olympia в Париже, Palladium в Лондоне, Shrine Auditorium, Greek Theater и Universal Amphitheater в Лос-Анджелесе, Bellas Artes в Мехико, Оперный театр Буэнос-Айреса, Оперный театр Токио, Teresa Carreño в Каракасе, театр Bellas Artes в Пуэрто-Рико, и Kennedy Center в Вашингтоне, и другие.

Сейчас в его дискографии более 80 альбомов; он снялся в девяти фильмах, нескольких телесериалах и бесконечном числе музыкальных передач на телевидении.

Недавно он вновь проехал по десятку стран, представляя свое турне «50 Años Después»… 50 лет он поет по всему миру не останавливаясь! Это, дамы и господа, для меня сводится к одному слову: легенда. Рафаэль – это легенда, столь же великая, как Боб Дилан, Мик Джаггер… или Джон Леннон! Кое-кто говорит, что это лучший голос, который когда-либо появлялся в мире… это спорно, но он уникален, это никто не опровергнет.

Разумеется, нам, людям постарше, он нравится больше! Понятно, что это связано с воспоминаниями и всяким таким! Но самое главное то, что он продолжает работать, с тех пор и поныне. И стоит познакомиться с ним и послушать его, потому что вряд ли найдется другой такой же, и история сама это докажет. Рафаэль вышел без объявления, один, одетый в строгое черное. Он ничего не сказал. Улыбаясь, он остановился у микрофона и заставил звучать один из ключей для настройки инструментов. Он начал петь а-капелла одну песню, которую я не знал, она называется ”Ahora”. Аплодисменты, аплодисменты; в начале, по ходу и в конце этой песни, и всех остальных 31, которые ос исполнил.

Его музыканты незаметно поднялись на сцену и начали играть. Все глаза были устремлены только на него, а он продолжил концерт, теперь уже в сопровождении своего оркестра, песней ”La noche”, драмой, превратившейся в песню, одну из тех, которые ему нравится петь; это заметно.

”La noche”, 13 февраля 2011

”Qué pasará” и ”Digan lo que digan”, два из его самых старых и знаменитых хитов, расторгали публику, которая с распростертыми объятиями встретила следующую часть. Ос ушел со сцены и вернулся в шляпе, похожей на шляпу Карлоса Гарделя, какие надевают только те, кто собирается петь танго. Его окружили три музыканта - пианист, контрабасист и аккордеонист, чтобы исполнить восемь самых известных в истории танго, среди которых были ”A media luz”, ”Yira Yira”, ”Caminito”, ”Si yo tuviera un corazón” и ”Nostalgia”, в которой своим талантом блеснул аккордеонист, навеяв приятное ностальгическое настроение.

В углу сцены появилась барная стойка зеленого цвета в стиле ретро, на которой стоял старый радиоприемник 1930 года. ”Посмотрим, как он работает”, - сказал Рафаэль, и когда он включил его, раздался голос Карлоса Гарделя, исполнявшего бессмертное танго ”Volver”, которое Рафаэль спел дуэтом с ”Zorzal Criollo”, это был один из самых трогательных моментов вечера. **

Можно лишь восхищаться тем, как Рафаэль владеет сценой. Он двигается по всему пространству сцены с энергией, которая, хотя и не динамична, но держит зрителей в зависимости от каждого его жеста, каждого движения.

Как обычно, он не представил своих музыкантов. Однако у каждого из них была возможность блеснуть своими талантами и, разумеется, они ей воспользовались. Этот оркестр безупречен, и не могло быть иначе. Он состоит из восьми музыкантов под управлением молодого гениального пианиста, его основа - сам пианист, бас (порой контрабасист даже работал смычком как на виолончели) и старательный ударник, который также обеспечивает всю перкуссию, в том числе кубинский и негритянский барабаны. В глубине наверху располагается клавишник, который некоторыми заранее записанными музыкальными эффектами дополняет музыку так, что ансамбль звучал как большой оркестр. И в него входит группа из четырех молодых музыкантов: это изумительный гитарист, два скрипача и трубач, которые блеснул своими соло в нескольких болеро и ранчера. В какой-то момент каждый из них выходил на первый план. К сожалению, их имена не были названы. Все эти безымянные герои – молодые юноши, они гораздо моложе Рафаэля.

После танго опять вернулись его вечные хиты. ”Hablemos del amor”, ”Desde aquel día” и ”Yo sigo siendo aquel” стали преамбулой к эмоциональной и заразительной ”Maravilloso corazón”, одной из песен, которую в этот вечер все, включая меня, ждали сольше всего. В ней Рафаэль еще раз доказал, что хотя он и не Майкл Джексон, он двигается на сцене с естественной грацией и непринужденностью.

Их ждали как часть программы турне ”Te llevo en el corazón”, и Рафаэль в белом пиджаке, который был на нем в течение одной лишь песни (первый продержался целых три песни), порадовал уже очарованную публику несколькими болеро прошлых лет - ”Tres palabras”, ”Voy”, ”Usted”, ”Encadenados” и ”Tú me acostumbraste”.

Спев несколько других любимых хитов - ”Estar enamorado es”, ”Para volver a volver” и ”En carne viva”, и взбодрив всех песней ”Escándalo”, он переоделся в черный жилет и ковбойскую шляпу, чтобы исполнить блок ранчера, таких, как ”Grítenme piedras del campo”, ”Me cansé de rogarle”, ”Que te vaya bonito” и ”La media vuelta” которым весь зал подпевал хором во всю мощь.

Он пел два часа и 35 минут, которые пролетели незаметно. Рафаэль полностью монополизировал внимание его публики, наслаждавшейся каждой его песней и каждой его улыбкой, но было заметно, что наибольшее удовольствие получил именно он. Не вставая в позу «дива» или какую-либо подобную, он улыбался так, что дальше некуда, и был заметно взволнован, видя безусловную любовь его поклонников и поклонниц.

Его позы, жесты и движения, так хорошо знакомые и так восхваляемые его последователями, по-прежнему остаются неизбежной частью его шоу. Мне показалось, что они уже не так вычурны, как те, что я видел 20 лет назад; сейчас они даже еще более изысканы и элегантны.

Репертуар сам по себе – еще не самое главное. В самом деле, Рафаэль может петь все что захочет, а реакция тех, кто желает послушать его, будет такой же. Как сам он сказал в начале концерта: ”я спою вам несколько песен, но дело в том, что их столько, столько...”

Голос Рафаэля уникален. Я рискну сказать – он единственный в мире, и я уверен, что не найдется никого, кто бы мне возразил. Его тональность, настройка и мощь остаются безупречными и 50 лет спустя, как он доказал, спев один куплет песни без микрофона - и его было отлично слышно даже в последних рядах.

Отдельного упоминания заслуживает звук: он был просто совершенным. В этом смысле нечего добавить.

Пообещав вернуться на следующий год (хоть бы это оказалось правдой), Рафаэль распрощался с публикой песней ”Como yo te amo”, сказав ”Как я люблю тебя, Коста-Рика… Как я люблю тебя!”

Раймонд Паули
16.02.2011
89decibeles.com
Перевод А.И.Кучан
Опубликовано на сайте 18.02.2011

Примечания переводчика:

* я все тот же… тот самый Рафаэль, что и всегда
** Zorzal Criollo (креольский дрозд) – прозвище Гарделя