Rafael en Raphael / Рафаэль в Рафаэле

RAFAEL EN RAPHAEL – РАФАЭЛЬ В РАФАЭЛЕ

Год выпуска: 1975 (10.11.1975 - премьера)
Продолжительность: 107 мин.
Жанр: документальный
Производство: Испания (Moon Films)
Место съемок: Мадрид, Барселона, Москва, Ленинград, Нью Йорк, Токио
Режиссер: Антонио Исаси
Сценарий: Антонио Исаси
Композитор: Грегорио Гарсия Сегура, Мануэль Алехандро, Сесар Хентили 
В ролях: Рафаэль, Антонио Исаси, Масьель, Хосе Мария Пеман, Мануэль Алехандро, Марио Камус, Мануэль Бенитес (Эль Кордобес) и др.

 

О фильме: Выход на экраны этой киноленты совпал по времени с важными событиями в социально-политической истории всей Испании: умер Франко, стоявший у власти в стране несколько десятилетей. Именно поэтому картина была воспринята массовым зрителем совершенно неоднозначно, вызвав многочисленные споры. 

 

 

Rafael en Raphael

 

 

В дни премьеры испанская пресса много писала о ней. Но это и не удивительно, потому что фильм, который у публики породил самые разные мнения, получил и у журналистов противоречивые оценки. Похвала и овации достались в большой степени всему тому, что было связано с работой режиссера.

Вполне понятно, почему творческий результат не был воспринят хоть сколько-нибудь однозначно. Ведь в ней был явлен Рафаэль, который рассказывает о себе самом, раскрывая многое, что ранее было недоступно его зрителям. А к середине десятилетия, когда артист царил на эстрадном Олимпе много лет, появлялись и другие звезды, поставлявшие зрителям выбор на любой вкус.

В то же самое время другие люди, кто поддерживая, а кто выступая против, анализируют феномен Рафаэля как явление художественное, его вокальный стиль, звучание голоса,  и артистический талант, то есть все то, что составляет суть знаменитого кумира эстрады и его окружение по ту и эту сторону театральной рампы.

 

Среди знаменитых людей, которых интервьюирует Антонио Исаси – академик Хосе Мария Пеман, «Кордовец», популярнейший торреро того времени, с которым Рафаэля связывала тесная многолетняя дружба, Мануэль Алехандро, автор лучших хитов певца, которые стали лучшей частью репертуара артиста, Марио Камус, режиссер, снявший Рафаэля в нескольких лентах в заглавных ролях, что принесло артисту международную популярность, а также  «Массиэль», которая говорит в фильме, что «каждая страна имеет то, что заслуживает, а у Испании есть Рафаэль».

В драматургическом полотне кинофильма режиссером Антанио Исаси представлены самые разные социальные слои общества. Популярный в те времена стиль журналистского документального репортажа, столь свойственный скорее телевизионному экрану, позволил дать слово людям, которые говорят зрителю о своем понимании творческой личности Рафаэля.

Ведь подобные откровения не могут не вызвать законного интереса, потому что множество поклонников по ту и эту сторону Атлантического океана неизменно дарят свое восхищение как ответ на то, что предъявляет им Рафаэль со сцены. Череда видов городов от Японии до Соединенных Штатов демонстрируют  географию гастрольных туров артиста, где его всегда ждут толпы восторженных поклонниц. 

А сам артист в уединении кабинета своего собственного дома ведет неспешную беседу с режиссером, свободно, хотя и без излишней эмоциональности выражает свое мнение, чуть приоткрывая и свои воззрения на иные вопросы бытия, которые не имеют прямого отношения к его вокальному творчеству. Что, конечно же, позволяет почувствовать Рафаэля - личностью, чей масштаб много превосходит те узкие рамки эстрадного жанра, которые ему предписаны строгими условиями избранной им профессии. 

Внимателная камера Антонио Исаси сумела показать, что спорность его как артистического явления выходит далеко за рамки его собственной творческой личности. И это многозвучие находится в непосредственной связи с тем, что происходит вокруг знаменитого кумира.

Следует подчеркнуть, ряд фрагментов был отснят в Советском Союзе во время гастролей певца в 1974 году. Множество лучших песен, исполненных Рафаэлем, стали подлинным украшением фильма. И хотя у киноленты, в силу уже указанных выше объективных причин, оказалась очень непростая прокатная судьба, сегодня для нас это произведение не потеряла своей актуальности.

Оно стало, скорее, свидетельством важного фрагмента культурного пласта Испании 70-х, чем тем, как сегодня становится совершенно очевидно, несколько надуманным анализом социальной направленности, на который, безусловно, претендовал Исаси, задумывая свой фильм. 

    Песни:

1. Intro Raphael '74
2. La tierra Prometida
3. Flash Back
4. Si vieras
5. Te quiero, Me quieres, Nos queremos
6. Te estoy Queriendo Tanto
7. A mi Manera
8. Los Amantes
9. Déjame
10. Llorona
11. Paloma Negra
12. Le llaman Jesús
13. El Indio
14. No vuelvas
15. Yo soy Aquél
16. La Balada de la Trompeta
17. Volver
18. Aleluya