Новое и интересное / Nuevo e interesante
«Рафаэль – тот самый!»
Друзья, хотим похвастаться перед вами одной замечательной публикацией о Рафаэле, которая вышла несколько дней назад в НАШЕЙ РОССИЙСКОЙ ПРЕССЕ! Не в московской или питерской а… очень далёкой отсюда, дальневосточной – во Владивостоке! Именно там живёт автор статьи, Жанна Чикризова. Она - журналист, член Союза журналистов России, и свои статьи пишет для дальневосточных изданий, и (как это здорово!) одну из них она посвятила РАФАЭЛЮ! Потому что ко всему прочему она – большая поклонница творчества этого артиста, причём с юности, с того самого момента, когда над всей огромной территорией под названием Советский Союз громом гремел успех фильма «Пусть говорят».
Так получилось, что за все эти годы Жанне ни разу не пришлось побывать на концерте Рафаэля. Только сейчас, в сентябре, судьба привела её в Испанию, в Бильбао, из Владивостока в Бильбао, где она смогла увидеть любимого артиста дважды, на двух концертах - 29 и 30 сентября. Эта поездка на концерты произвела на Жанну сильное впечатление и вдохновила её на великолепную публикацию – огромную статью, которая вышла в двух частях, то есть в двух разных номерах газеты «Северное Приморье». Как только была опубликована первая часть статьи, тут же посыпались звонки от читателей с благодарностью за прекрасный материал о Рафаэле. Оооочень приятно!
Из Владивостока в Бильбао Жанна летела через Москву, и некоторым из нас удалось встретиться с ней. Буквально несколько часов, но мы провели их великолепно: гуляли по Красной площади и даже съездили в район Строгино, откуда в тот день производился роскошный салют по случаю закрытия Фестиваля Света.
Сегодня мы публикуем первую часть повествования Жанны. Оно искреннее, написано от души. Всё, о чём она рассказывает – это её ощущения, её воспоминания, её взгляд на положение вещей. Жанна проделала большую работу – она перелистала немало страниц Интернета, изучая то, что ей не пришлось узнать в прошлые годы – жизнь и творчество любимого артиста, и рассказала своим землякам на страницах газеты много интересного о Рафаэле.
РАФАЭЛЬ – ТОТ САМЫЙ!
Встреча с артистом–легендой из фильма «Пусть говорят»
« - Это было великолепно. Я слушал бы пять часов!
- Понимаю. Мне не нужно объяснять – я была в зале…»
(Диалог из фильма с участием Рафаэля «На закате солнца»)
Почти месяц прошёл, как я вернулась из Испании, но переполняющие чувства не ослабевают – концерт мировой мега-звезды, испанского певца – артиста Рафаэля, да и сама прекрасная страна произвели огромное впечатление. Обычно я стараюсь писать о событиях, когда эмоции улягутся и начнут перетекать в тот отдел головного мозга, что зовётся памятью. А здесь – ну никак не получается…
- Сколько стоили билеты на концерт, самолёт? – практично поинтересовалась знакомая.
- По сути – нисколько! Я получила взамен так много, что потраченные евро – просто ничто, песчинки…
Полгода назад…
Накатила весенняя хандра, домашняя и личная ситуации складывались так тяжело, что выбивали из колеи ежедневно, отбирали чувства. Ещё и бабушкин Альцгеймер, за которой мы ухаживаем, отбирал последние силы. Ситуация казалась безвыходной. Понимала, что скатываюсь в депрессию, что для меня не характерно, но ничего не могла с этим сделать. Это стало сказываться и на бизнесе, началось «творческое выгорание», чего в моей профессии допускать никак нельзя.
Подруга–врач посоветовала: «Найди в Интернете любимые фильмы из детства, юности. Устрой себе ежедневный домашний кинотеатр. Увидишь, какой терапевтический эффект будет.»
Я начала составлять список, чтобы младшая дочь этим занялась.
- Лена, попробуй найти ещё два фильма с участием Рафаэля, был в 60–70-е годы такой прекрасный артист, певец: «Пусть говорят» и «Когда тебя нет». Он, к несчастью, давно умер, но, может, остались в сети фильмы?..
Она нашла, скачала. И вот мы с ней уютно сидим у горящего камина, смотрим фильмы, наслаждаемся чудесным голосом Рафаэля и вместе плачем в конце мелодрамы «Когда тебя нет»… Да, именно так мы радовались и рыдали всем классом, когда ходили в кинотеатр в 70-е…
- Что ты наделала? Я ж не смогу никого слушать после него! – сказала дочь и снова пошла в Интернет, посмотреть, в каких фильмах он ещё снимался.
- Мам, а он жив! – слышу восторженный крик. – И ещё поёт! Ему сейчас 74 года…
Я аж подскочила с дивана.
Она открыла страницу в Википедии. С экрана ноутбука смотрел пожилой человек, не очень похожий на того парня, в которого была влюблена когда-то вся страна… Я растерялась.
- Ты разочарована?
- Нет, что ты! Я так счастлива, что он жив! Да, возраст никого не щадит… Но улыбка, глаза – всё те же. Он жив! С ума сойти… Да, счастье – это именно такие мгновения.
Лечу в Бильбао!
Небольшой городок Бильбао на севере Испании, «город–открытка», достоин отдельного рассказа, и я вам чуть позже напишу о нём в нашей туристической страничке. Главное в этой поездке – два концерта Рафаэля в рамках его турне с новой программой «Loсo por cantar» («Безумно любящий петь»). Молодые талантливые авторы написали под его нынешний голос новые красивые песни!
Как просто стало жить в эру компьютеризации. Если раньше за билетами на концерт люди сутками (это не преувеличение!) стояли в очереди, записывая номера на руке, то сейчас – зашёл на сайт, выбрал место в зале, оплатил банковской картой и получил на электронку билет. И лети хоть в любую точку мира. Но главное – нет «железного занавеса».
Концертный дворец «Эскалдуна» – огромный, современный, красивый. Я пришла пораньше в кассу, и мне удалось поменять билеты на места поближе – всегда есть бронь, которую пускают в продажу часа за два до начала спектакля. Занимаю место в ложе, в сладком предвкушении от встречи со своей первой детской любовью. Но в то же время очень волнуюсь – я боюсь… Боюсь разочароваться.
Всё лето, пока я открывала для себя в Интернете огромный мир Рафаэля, слушала его прекрасные песни (их более тысячи), смотрела кинофильмы (их 13), читала статьи о нём и его автобиографические книги «А дальше что?», «Хочу жить», смотрела телепрограммы – как его авторские великолепные шоу, так и о нём, интервью, фрагменты с концертов и спектаклей, я восхищалась судьбой этого человека, которую он сделал сам, его огромным человеколюбием, добротой и волей к жизни.
Сайтов об артисте оказалось много, но в России, пожалуй, самый полный и лучший из них – сайт «Мой Рафаэль» (my-raphael.com), который на общественных началах ведут рафаэлистки, московские поклонницы таланта артиста, по крупинкам собирая и переводя на русский всё, что есть в мире о нём (зайдите на этот сайт - не пожалеете). Но все это время меня не покидало ощущение некой раздвоенности – никак не получалось совместить воедино этих разных людей под именем «RAPHAEL». Для меня он оставался «чудом из 60-х». А он взрослел и все время менялся – внешностью, голосом. При этом в каждом десятилетии оставаясь по-разному красивым, необыкновенным. Он эволюционировал, но я-то этого не видела, привыкая к его новым образам постепенно, я взрослела отдельно, без него. Я не могла слушать в Интернете его последние записи и не понимала восторженных отзывов в миллионных(!) просмотрах и комментариях людей со всего мира и разного возраста: «Слушаю – не могу наслушаться, смотрю – не могу насмотреться», «Ты великий, Маэстро! Спасибо за твою щедрость!», «Люблю тебя всю жизнь!» Ну, один, пять, десять, но не могут же быть миллионы «безумных от Рафаэля»?
И, наконец, поняла, что нужно сделать – попасть на его живой концерт! Мне должно повезти: не сумев поехать в Москву в 78-м году, я должна его увидеть. Пусть через 40 лет, но должна! Круг надо замкнуть: или разочаруюсь и успокоюсь, или останусь поклонницей его таланта уже навсегда. И вот – я в Бильбао…
Та эпоха…
В 70-х Рафаэль приезжал в СССР с гастролями четыре раза, выступая в Москве, Ленинграде, Киеве, Баку… Давал по два концерта в день. И везде – аншлаги, он просто «взорвал» страну. В наш Владивосток его, конечно бы, не пустили – город был закрытым, военным. Легендарный фильм «Пусть говорят» вышел в 1968 году, к нам добрался в 70-м и был признан лучшим фильмом года. Вся страна влюбилась в испанского певца! Не помню, сколько раз я его посмотрела, а певица Лариса Долина, например, считала – 28 раз! Им восхищались и хотели быть похожими на него – Валерий Леонтьев, Филипп Киркоров, а Алла Пугачёва стала делать из каждой песни такие же душевные мини – спектакли, как у Рафаэля. Его поклонники – люди самого разного возраста и профессий: певица Людмила Зыкина, Александр Ворошило, хоккеист Валерий Харламов… По слухам, даже Брежнев был на его концерте.
Родители говорили: «Прекратите это сумасшествие!» и уже не давали нам денег в кино. Тогда, чтобы попасть в кинотеатр, мы – семиклассницы – экономили на школьных завтраках и подрабатывали на почте – разносили телеграммы. Одна телеграмма – 10 копеек, билет в кино – 50 копеек. Да, это было сродни массовому помешательству, но в лучшем его проявлении. Удивительный голос и чудесные мелодии вдохновляли!
Мало кому известная Испания стала, как сейчас говорят, брендом. Люди начали учить испанский язык, интересоваться великой культурой этой страны (что мы в школе проходили, кроме «Дон Кихота»?). Правда, выезжать в капиталистическую Испанию советским гражданам было запрещено.
Из западных певцов Рафаэль первым «прорвался» в Советский Союз. Удивительно, что это вообще произошло, у СССР с Испанией не было даже дипломатических отношений. Во многом гастроли состоялись благодаря министру культуры Екатерине Фурцевой, прогрессивной и пробивной женщине. Она обожала певца (кстати, всегда остававшимся далёким от политики) и сделала всё возможное, чтобы его турне по стране состоялось. На оформление документов ушло почти три года. Чтобы понять это, надо вспомнить ту эпоху.
Никакой рекламы не было. («Как, не было рекламы?!» – восклицает сейчас молодёжь.) Так – не было. Было одно центральное телевидение, одно радио, информации в газетах о гастролях певца практически не было. Для всей страны его как бы не существовало вживую – только экранный герой. Он же из буржуазной страны, чуждый для советского строя элемент! Но талантлив. И Госконцерт может на нём хорошо заработать.
В 78-м докатилась и до Дальнего Востока устная информация о гастролях Рафаэля. Мы с подругами загорелись – а давайте махнём в Москву? Но… родители опять денег не дали. Не потому что пожалели, деньги были, просто шла июньская сессия, надо было учиться. Моя мама испугалась, что нас отчислят из института, и не только потому, что не сдадим вовремя экзамены, а ещё и потому, что «статью преклонения пред западом ещё никто не отменял». Это я позже поняла, как ей, дочери невинно репрессированного в 37-м году (моего деда), очень трудно пришлось в жизни. А тогда я обиделась. После сессии родители дали мне деньги на практику в Ярославле, но Рафаэля в Союзе уже не было…
А вскоре его в СССР запретили! Исчезли в магазинах пластинки, за которыми выстраивались огромные очереди. Я так и не смогла купить у нас ни одной – их привёз мне из-за границы отец, моряк-китобоец. Были сняты с проката фильмы с участием Рафаэля. Есть информация, что готовился к дубляжу ещё один фильм «Сорванец» – чудный, удивительно нежный музыкальный фильм, в котором Рафаэль очень вырос как драматический актёр, и который сам певец, в жизни очень весёлый человек, считает своей любимой ролью. Он так и не появился на наших экранах, но, повторюсь, все фильмы сейчас есть в он-лайн, с субтитрами. Все киноленты до сих пор смотрятся очень современно. Темы любви, порядочности, свободы творчества, сопротивления власти денег – вечные. Сняты фильмы великими режиссёрами Марио Камусом, Винсенте Эскрива. Звучат прекрасные песни композиторов Мануэля Алехандро, Сальвадоре Адамо и других. А какие прекрасные женские роли – с Рафаэлем играют итальянская актриса Серена Вергано, испанки Мария Хосе Альфонсо и Маргарет Петерс, оскароносная американка Ширли Джонс, мексиканка Вероника Кастро и другие. За роль в мексиканской драматической теленовелле «Где кончается дорога» (снятого, к слову, по мотивам произведений нашего Максима Горького) Рафаэль получил приз за лучшую мужскую роль. Он дважды прекрасно выступал на Евровидении от Испании. Но почти ничего из этого мы тогда не увидели!
Фурцеву на посту министра сменил другой человек, консервативных, сугубо партийных взглядов. И он решил – незачем советскому народу это «тлетворное влияние запада».
Люблю и ненавижу то время! Люблю – потому что это моя юность, и в ней было много замечательного. Ненавижу – потому что за нас всё решали: что нам смотреть и слушать, что носить и как думать! Всё это вызывало сопротивление у нас, разумно мыслящей молодёжи.
Ещё одну версию того времени озвучил в телепрограмме «Поэзия судьбы» о творчестве Рафаэля журналист Евгений Понасенков. Советские артисты после выступлений гениального испанца не могли собрать публику! Он задал такую высокую исполнительскую планку, которую не под силу было одолеть остальным. Все хотели «только на Рафаэля»! Как можно было сравнивать? Гений рождается раз в 100 лет. Остальные просто поют, просто работают… Но они, эти артисты пониже уровнем, были недовольны.
Его голос – дар божий и огромный труд. Таких певцов в мире единицы. После него действительно трудно, да, честно говоря, и не хочется, слушать почти никого. (Когда моя старшая дочь послушала песни юного Рафаэля, она удивилась: «Мама, почему я всё детство слушала Юру Шатунова, а не этот шедевр?» - «Так не было ещё Интернета, что пели в телевизоре, покупали на кассетах, то и слушали.»)
В другой передаче говорят, было письмо с просьбой «запретить развращение советской молодёжи этим сексуальным певцом»! (Ну да – на весь фильм «Пусть говорят» два невинных поцелуя, они-то и развратили нашу молодёжь!)
Но он приезжал на гастроли такой модный, в расклешённых брюках, с роскошной шевелюрой и бакенбардами, так красиво двигался, изящно танцевал. А нашим советским певцам это запрещалось – они стояли у микрофона по стойке смирно. Жестикулировать? Да боже упаси. А ведь у многих были хорошие голоса. Но шоу – это не по-нашему.
А мы - подростки 70-х - хотели быть модными и красивыми, вопреки постановлениям партии и правительства. Помню, наши мальчишки несли ботинки в обувную мастерскую и просили сточить каблуки «под конус» - «как у Рафаэля»… Ребята из нашего владивостокского знаменитого ВИА «Эврика» тоже отрастили волосы, их вызвали в комитет комсомола, сделали внушение. Они не остриглись, поэтому, когда их снимали на краевом ТВ, заставили завязать волосы в хвосты и не двигаться при съёмках, чтобы их не было видно на экране. Такое было время. Глупое и забавное, весёлое и страшное… Но самое ужасное – очерняющие слухи, которые распустили, чтобы великого певца в нашей стране забыли.
В 79-м на одной из владивостокских музыкальных вечеринок кто-то сказал нам, что Рафаэля не стало. «Потерял голос, спился и покончил жизнь самоубийством». Это был шок! И ведь мы поверили. Ничего о нём не слышно больше года. К тому же среди творческих людей спивались такие великие таланты, как Владимир Высоцкий, Олег Даль… Помню, как ехала домой в трамвае и по щекам моим текли слезы. Осенний дождь бил по стёклам и плакал вместе со мной. Старенький трамвай дребезжал в такт моей раненой душе…
Через неделю я переехала по распределению в Арсеньев. Началась другая, взрослая жизнь: работа, спорт, семья, дети, перестройка, голодные и криминальные 90-е, дача, становление бизнеса в нулевые… Милый мальчик Рафаэль, давший нам столько счастливых минут, остался далеко в детстве, я оплакала его, замуровала в уголке своего сердца и никого туда не пускала. Никого. Даже себя. Именно поэтому, видимо, и не искала его в Интернете.
И тут неожиданно: «Мам, а он жив!»…
Частица Бога
Подруга была права – дремавшие эмоции вырвались из глубины сердца, сложились с новыми, и получился такой невероятный резонанс, который махом снёс всю хандру и депрессию. Я прочла много отзывов – что-то магическое есть в его голосе, тембре, манере пения, и все это действительно обладает целебным воздействием. Его природу изучают как феномен, даже есть научная работа на тему «невербального воздействия Рафаэля». Но никто не смог объяснить – почему этот мальчик так удивительно действует на всех, в любом уголке мира. В соцсетях одна женщина описывает, как она выкарабкивалась после тяжёлой операции, слушая и слушая «Аве Мария». Она даже ещё не видела Рафаэля в кинофильмах, не видела этого ангельского лица, только голос – и он вернул её к жизни. Теперь я ей верю. Когда он только появился подростком на сцене в Испании, о нём писали: «Да он же колдун, посмотрите, как он машет руками! Он занимается магией!» Его обвиняли в манерничании. Он искренне отвечал: «Я не манерничаю. Я так чувствую». Он так и поёт – как чувствует. И эти чувства щедро идут к зрителю.
Специалисты оценивали его голос почти в три октавы: бас–баритон–тенор, причём, он легко переходил из одного регистра в другой. Учёные–физики сказали бы: «Как удачно сложились атомы!» Но Рафаэль – не только голос, он – АРТИСТ, его песни – весь его образ, с танцами, жестикуляцией, мимикой…
Бог, когда раздаёт людям при рождении таланты, отдаёт им частичку себя. А единицам даёт намного больше – гениальность. Но эту «частицу Бога» человеку очень трудно нести по жизни – гениальность не может остаться жить внутри человека. Эта частица должна передаваться всем, в любом проявлении: в архитектуре, науке, искусстве… Но, чтобы гений состоялся, нужен огромный, многолетний труд. Природа наделила певца ещё и физической выносливостью, неимоверными моральными силами. Без этого немыслимо было бы петь на концертах (всегда вживую, без фонограмм) по 3–4 часа, не просто «песенок», а довольно сложных музыкальных произведений, на пределе голосовых возможностей. «Ночь», «Баллада о трубе», «Она меня забыла», «Я тот, кто», «Не простившись» и другие – их вообще трудно назвать эстрадными песнями, это своеобразные мини–оперы.
Магия Искусства…
Пред концертным залом ищу цветочный киоск. «Нет, – говорят местные жители, – У нас не принято дарить цветы, если нравится выступление, просто аплодируют стоя.»
Зал заполняется зрителями – самого разного возраста и разных сословий, национальностей. Много французов – Бильбао находится почти на границе. Аншлаг! Впрочем, как всегда на его концертах.
В оформлении сцены – синий знак бесконечности, символ нового альбома артиста «Бесконечные танцы». Замелькали разноцветные световые лучи, звучит красивая увертюра, и… он выходит на сцену – энергично, уверенно. В своём стиле – в чёрном кожаном пиджаке, черных брюках и знаменитой рафаэлевской чёрной рубашке. Его семеро музыкантов одеты так же. Никаких блёсток и перьев, ни подтанцовки и бэк-вокала. Здесь главное – музыка и сам Рафаэль. На фоне строгих черных одежд хорошо выделяются руки, которые являются частью его образа. Приветствуя, весь зал встал (весь!), утопив артиста в овациях. Ещё не закончились аплодисменты, а со сцены полился мощный и удивительно звонкий голос. Я даже вздрогнула – то, что я слышала в последних записях в Интернете, не передавало таких ярких звуков! Голос обволакивал, завораживал, проникал в самую душу. Сначала он исполнил несколько новых песен молодых авторов, среди которых Дани Мартин, Пабло Лопес, Бунбури, Иван Феррейро, Ванесса Мартин – под аккомпанемент гитар и даже в роковом исполнении. После каждой песни часть публики вставала, выражая восторг. Никого не надо было «разогревать» – певца в Испании любят безгранично, это действительно национальный герой. И тут в бой вступила «тяжёлая артиллерия» - зазвучали хиты из кинофильмов. Боже, что произошло с залом! Зрители пели вместе с Рафаэлем, они знают наизусть все его песни. Рядом со мной сидел молодой человек – подпевал, с другой стороны солидная дама в жемчугах – тоже подпевала. Любимая всеми «Моя великая ночь», «Лаура», «Когда вы влюблены» и другие – как говорит певец, «бриллианты в его песенной короне». Он дирижировал, поощряя публику выплеснуть эмоции, он аплодировал зрительскому хору и кланялся ему за эти порывы радости. Скромно складывал руки, как бы говоря: «Ну, причём тут я? Я просто спел…» Потом раскидывал руки как крылья: «Я обнимаю вас, идите ко мне, я всех вас люблю!», потом правая рука вскидывается вверх и в сторону – возможно, это его любимое слово «Вперёд!» Не знаю, но о-о-очень красиво!
Великое обожание шло из зала на сцену и возвращалось волной обратно, и этот обмен энергией доставлял огромное удовольствие всем. Я бы ещё добавила – эстетическое наслаждение! Мне с первой же песни хотелось вскочить и хлопать после каждого номера, но ложа из богатых людей чинно сидела. И я вместе с ними. «Ой, да ну вас!» – мысленно не выдержала я и встала. И – как будто они только и ждали сигнала – ложа тоже начала вставать после каждой песни! Куда что делось – в мгновение стали обычными людьми.
Как я жалела, что не было у меня букета. Говорят, в России вся сцена к концу его выступлений была усыпана цветами. И здесь артиста не хотели отпускать, вызвали на бис, кричали на разных языках: «Браво!», «Ты лучший!», «Красавчик!», «Фантастико!»… Он кланялся, хотел было уходить, но снова возвращался и пел, пел… Такого буйства прекрасных эмоций я не видела за всю свою жизнь ни на одном концерте. Теперь не удивляюсь информации, как девушки теряли сознание от любви, а в Москве одна зрительница даже выпала с балкона…
Вот его знаменитая «проходка» по сцене в испанском стиле – лёгкая, изящная, а вот все та же, как и много лет назад, обаятельная улыбка. А вот звучит культовый рождественский кэрол «Маленький барабанщик» – на большом экране пошёл снег, зрители включили телефоны, множество огоньков замелькало по залу, создавая новогоднюю атмосферу. А вот очень сложный «Разговор со стаканом» – трагический мини-спектакль.
Рафаэль то страдал, то смеялся, то признавался в любви, то плакал… Такая огромная палитра чувств от одного человека! Почти 30 песен было исполнено, без перерыва. Как это возможно?! Я поняла его любимую фразу «мне всегда 23» – возраста нет, он все тот же мальчишка! Не случайно в его окружении молодые талантливые музыканты, лучшие композиторы – прекрасное обрамление для певца – бриллианта. Да, в душе ему 23, но мастерство, новые модуляции голоса, уверенность отточены годами, и это так прекрасно!
Провожали Артиста тоже стоя. Невозможно пересказывать шедевры. Как пересказать, например, улыбку Джоконды великого Леонардо? Это надо видеть. Надо просто изыскать возможность и приехать на концерт Рафаэля. Хотя бы один раз, чтобы увидеть его таким великим, какой он есть. Я во всеобщем восторге не могла понять – как же мне, такой маленькой песчинке, вместить в себя всю эту скалу, глыбу гения? Посыпались СМСки из России: «Как концерт?» «Раздавлена мощью его таланта» – единственное, что я смогла в тот момент ответить. Долго не могла заснуть – волшебный голос всё звучал и звучал…
«Для меня каждый концерт – это новый поединок, в котором я должен победить, – говорит Рафаэль в одном из интервью, – И если публика заплатила за билеты большие деньги, я должен добиться, чтобы эта сумма показалась им незначительной. Я не могу позволить, чтобы хоть кто-то вышел из зала недовольным. Кому-то я могу понравиться, кому-то нет, но никто не сможет сказать, что я не отдал всё, что было в моих силах.»
Ты снова победил, Рафаэль! Но моё «поражение» больше, чем твоя победа – я приняла тебя таким, какой ты есть сейчас. Теперь я могу смотреть и слушать все твои видео в Интернете, даже скинутые с личных телефонов, а потому не очень качественные. Я видела тебя на сцене великим! И если бы в Бильбао был третий концерт, четвёртый, я бы пошла и на них, снова и снова…
Фанаты
Артист выложился перед благодарным залом так, что после концерта не мог говорить. В холле гостиницы, где собрались верные поклонники, чтобы поблагодарить за чудесный вечер, Елена Воронина из Санкт-Петербурга подошла к Рафаэлю и сказала на испанском: «Спасибо за прекрасный концерт!» Он улыбнулся и сделал свой известный жест – закрыл рот как бы на замок-молнию, что означает «не могу говорить». Он прошёл со своими тремя помощниками-охранниками всего в метре от нас, всем улыбаясь, помахал рукой из прозрачного лифта, и мы помахали ему в ответ.
Международная ассоциация «Raphaelista» создана в 2004 году Мигелем Рейесом в Мадриде, она объединяет фан-клубы певца со всего мира. У всех есть сайты, они щедро обмениваются информацией о событиях в жизни артиста и его турне. Активисты давно знают друг друга лично, встречаются на концертах Рафаэля и на Дне рафаэлиста, который ежегодно отмечается 25 сентября. Сам Маэстро в этот день приходит на эту встречу, на которую приезжают люди со всего света, фотографируется с поклонниками, даёт автографы. Он очень уважает своих верных фанатов, каждое утро на своей странице в Твиттере приветствует их, благодарит за поддержку на концертах.
После нескольких дней, проведённых с рафаэлистами, я в принципе изменила своё отношение к фанам. Раньше, как и многие, я думала, что это «не очень в себе» люди, забывшие про свою жизнь и гоняющиеся за звездой с целью оторвать у него пуговицы на сувениры (в его в молодости были и такие, даже есть видео, как фанаты набрасываются на певца в коридоре, срывают с него галстук, подтяжки, рубашку, а кто-то даже пытается выдрать клок волос на память. Ужас! А однажды три девушки забрались в шкаф в его номере, дождались, пока он уснёт, и кинулись его целовать! Проснувшийся Рафаэль, от неожиданности так закричал...) Со временем «пена» сошла на нет, остались самые верные поклонники, которые помогают ему, рассказывают о его творчестве, проводят благотворительные акции. Они воспитанные, интеллектуальные, жизнерадостные. Это часть их жизни, в свободное от работы время они (за свой счёт) путешествуют по всему миру за Рафаэлем, открывая для себя новые города и страны.
Почему, собственно, футбольных фанатов мы не осуждаем, а к фанатам певцов относимся как-то настороженно? Может, потому что фаны в советское время тоже были не в почёте? Елена из Питера рассказывала, как они сами организовали банкет для Рафаэля. На другой день директор ресторана был уволен. А их самих не раз арестовывали за общение с иностранцами. То есть за общение с такими же фанами из других стран, которые приезжали на концерты певца. И какой должна была быть сильной любовь, чтобы не сломиться и продолжать оставаться поклонниками знаменитого артиста!
Московские фаны встретили меня в столице, мы провели с ними чудесный вечер, сфотографировались на Красной площади, чтобы через Твиттер передать привет певцу из России. У каждой из этих замечательных женщин своя история знакомства с Рафаэлем: они, живя в Москве, Питере, знают его ещё с молодых лет, с 70-х. Они следили за его творчеством, о котором мы ничего здесь, на Дальнем Востоке, не знали, им буквально контрабандой привозили видеозаписи с зарубежных концертов артиста, фильмы, и эти кассеты давали посмотреть на одну ночь, такая очередь была.
А в конце 90-х и нулевых, когда Рафаэль, после снятия запрета (через 19 лет!) стал изредка приезжать в Россию с концертами, они организовывали встречи-проводы в аэропорту, готовили подарки. В 2004-м, когда появился нормальный Интернет, сделали первый русскоязычный сайт, на котором узнать об артисте можно почти всё. Они ещё в молодости стали учить испанский язык (на всю группу был один учебник!), чтобы понимать его песни. Для Елены Абрамовой, например, которая так трогательно опекала меня в Москве, это переросло в профессию – окончила ин.яз., переводчик испанского и французского языков, работает в туристическом бизнесе, проводит замечательные экскурсии по Москве для иностранных делегаций. Мы сразу поняли, что мы «одной крови – рафаэлевской», нам было друг с другом комфортно. Они ласково называют друг друга «девочки», и это так тепло.
Убедившись в моей вменяемости, мне дали как бы рекомендацию – к кому из рафаэлистов подойти перед концертом. И меня в Бильбао приняли очень хорошо. Увидев новое лицо, подошёл сам Мигель Рейес с супругой, познакомились, и через несколько минут общались со мной, как с давней знакомой. Приехали фаны не только из Испании, но из Англии, даже из-за океана! Мексиканка Инесс рассказала, как она познакомилась с Рафаэлем в 1968 году на гастролях в Лас-Вегасе, и с тех пор они дружат, переписываются.
Наблюдать за всем этим чудом, а тем более стать хоть на несколько дней частичкой своеобразного хобби – клуба, было не только интересно, но и очень душевно.
Продолжение – в следующем номере «СП».
На концерте Гения побывала Жанна ЧИКРИЗОВА.
Фото с my-raphael.com, с разрешения редколлегии сайта.
Коллаж Светланы ЕЛАГИНОЙ.
(Опубликовано в газете «Северное Приморье», №44, 2017)
Продолжение следует.
На случай, если кто-то из наших испаноговорящих друзей захочет узнать, о чем идёт речь в этой большой статье, для них информация на испанском.
En caso si uno de habla hispana quiere enterarse de que se trata en esta publicación he aquí la información:
Es un artículo maravilloso sobre Raphael publicado en la prensa de Vladivostok (una ciudad rusa importante situada en el Extremo Oriente, cerca de Japón). El artículo está escrito por la periodista que vive en aquella ciudad, Juana Chikrísova que es una gran admiradora de Raphael a partir del año 1970, pero por primera vez vió a Raphael en vivo solo en 2017. Fue el 29 y el 30 de septiembre en Bilbao. Se quedó amaravillada. Al volver a casa dedicó a Raphael un gran artículo compuesto de dos partes. Aquí está la primera.
Durante las multiples visitas de Raphael a Rusia Juana no pudo verlo en directo ni una vez por varios motivos, uno de ellos es la distancia. Son 9 mil km. entre Vladivostok y Moscú, por ejemplo. A Raphael le conocía por sus películas “Digan lo que digan” y “Cuando tú no estás” y por sus discos. Desde hace poco le conoce por el Internet.
El artículo publicado se llama así: ¡RAPHAEL, AQUEL MISMO!
Es un relato muy sincero y bonito. Juana comparte con los lectores del periódico su historia, sus recuerdos, lo que se conoce de Raphael de ahora, y, por su puesto, sus impresiones de estos dos conciertos en Bilbao.
HISTORIA Y RECUERDOS DE JUANA
Por primera vez vió a Raphael en “Digan lo que digan” en 1970. Esta película fue una bomba que se explotó en la URSS. Fue la más vista entre todas que se proyectaron aquel año en los cines. Todo el país se enamoró de Raphael. Varios cantantes profecionales interpretaban sus canciones. La cantante Larisa Dolina vió “Digan lo que digan” 28 veces. Juana y sus amigos del colegio para ver la peli muchas veces ahoraban el dinero que los padres les daban para la comida. Ayudaban en los correos en repartir telegramas porque les pagaban algo. Un telegrama – 10 kopeks, una visita al cine – 50 kopeks. Los chicos de unos grupos musiacales querían ser parecidos a Raphael, se vestían como él, llevaban el pelo como él. Raphael despertó un enorme interés por España, muchos jóvenes empezaron a aprender el idioma español, a interesarse de la cultura de España. A parte de “Don Quijote” se enteraron de muchas cosas más.
Muy pronto Raphael fue invitado por el Ministerio de Cultura a la URSS para dar conciertos en Moscú y Leningrado y más tarde en otras ciudades del país. Juana piensa que eso fue posible gracias a la ministra de Cultura de aquel entonces, Ekaterina Fúrtseva, una mujer de mucho respeto y admiradora de Raphael. Pero Vladivostok está tan lejos de todos los lugares por los que pasaban giras de Raphael. Juana no pudo llegar. Una vez en 1978 al enterarse de la llegada de Raphael a la URSS ella y unas amigas suyas decidieron ir a Moscú, pero los padres no les dieron ni permiso ni dinero.
Dentro de un rato por aquellas tierras del Extremo Oriente pasó un rumor: Raphael murió. Punto. No existía ningún Internet ni contactos de otro tipo gracias a las cuales se podría aclarar algo. Todo se acabó. En el corazón se guardaba una imagen maravillosa de aquel chico guapo, encantador, talentuoso, con una voz prodigiosa.
Los años pasaban... Hace unos seis meses, en primavera, Juana pidió a una de sus hijas buscar en el Internet películas “Digan lo que digan” y “Cuando tú no estás”. Dijo: “El cantante se llama Raphael, para mí es el mejor de todos. Ya murió, pero quizás hayan quedado en el Internet estas dos películas ”. Su hija las encontró y todas juntas las vieron más de una vez. Ya no se podía arrancar del Internet a las hijas de Juana, ya se metieron en esta red para buscar más información acerca de Raphael. Y un día sonó la voz de una hija: “Mamá él vive!!!!! Tiene 74 años, da conciertos, hizo 13 películas...”.
Ya está. Una bomba más.
En septiembre Juana ya estuvo en Bilbao y volvió feliz porque vió a Raphael actuar en el escenario. En plena forma. Una de sus hijas le dijo: “Ya no puedo escuchar a nadie más. Quiero ir contigo, mamá, a España para ver a Raphael”.
Antes de ir a Bilbao Juana estudió todo lo que hay en el Internet sobre Raphael. Audio, video, programas de TV, YouTybe, entrevistas de toda la clase, libros “¿Y mañana qué?”, “Quiero vivir”... Ya es una gran experta de su arte. Ya informa a los lectores del periódico de los últimos trabajos de Raphael: de su gira “Loco por cantar” y su disco “Infinitos bailes” en el que todas las canciones fueron escritas para Raphael por los autores jóvenes.
De Vladivostok a Bilbao el camino más corto es a través de Moscú. Juana se comunicó con nuestra web y nos acordamos de la hora y el lugar en Moscú. Fuimos unas amigas a verla y lo pasamos muy bien paseando por la Plaza Roja y otros lugares de la ciudad.
CONCIERTOS EN BILBAO
De manera detallada Juana describe los conciertos de Raphael. Todo estaba lleno hasta la bandera, el público de todas las edades, muchos franceses porque Bilbao está cerca de Francia. El público muy entusiasmado, conoce todas las canciones. Raphael es divino. Unos 30 temas con 7 músicos, sin trajes especiales, sin teloneros. Solo él y sus músicos. Canciones para todos los gustos. A ella sobre todo le encantaron “Por una tontería” y “El Tamborilero”. Le daba una gran lástima por no tener flores para regalarlas a Raphael. Quería comprarlas antes del concierto pero le habían dicho que en España no había tradición de regalar flores al artista. La gente se pone de pie si le gusta la actuación y lo de las flores es una cosa muy rara. Juana se arrepintió por no haber comprado un ramo de flores. Cuando al día siguiente llamó a su casa, la primera pregunta de sus parientes fue esta: “¿Qué tal el concierto?”. Y la respuesta: “Conquistada por completo por su arte!”
Dos conciertos en Bilbao. Una pena, dice Juana, que no eran 3 o 4.
ADMIRADORES DE RAPHAEL
Fue una gran sorpresa para Juana que los fans de Raphael era una gente normal. No son aquellos que se acercan al artista para cortar un boton de su chaqueta, por ejemplo, sino para desearle buenas noches o decirle GRACIAS. Juana se quedó impresionada cuando una admiradora, Valentina, dijo a Raphael que ella (Juana) llegó a Bilbao de Vladivostok, ciudad que está muy cerca de Japón.
Juana contó a los lectores del periódico lo de la Asociación raphaelista que fue fundada en 2004, que cada año los raphaelistas se reunen el 25 de septiembre para celebrar su Día. Se reunen amigos de muchos países y Raphael llega a estas reuniones para saludarles a todos.
Gracias a este artículo la gente de Vladivostok se enteró de muchas cosas relacionadas con Raphael lo que nos alegra mucho a nosotros. Dos días depués de salir el artículo la redacción del periódico empezó a recibir agradecimientos de sus lectores. Y nosotros encantados!!!
Es la primera parte del artículo, en breve publicaremos la segunda.
Juana Chikrísova
Перевод на испанский Елены Абрамовой
Редколлегия сайта