Raphael celebra sus 70 en plena gira mundial

РАФАЭЛЬ ОТМЕЧАЕТ СВОИ 70 ЛЕТ БОЛЬШИМ МЕЖДУНАРОДНЫМ ТУРНЕ

Краткий очерк о жизни и творчестве от журналиста – доброжелателя.

Он родился в больнице г. Линарес, в той самой, где 4 года спустя, умрёт знаменитый тореро Манолете.

Мигель Рафаэль Мартос Санчес, Raphael, отмечает в это воскресенье своё семидесятилетие. В его родном городе Линарес, на стене дома № 4 по ул. Doctor, прикреплена табличка, информирующая нас о том, что Рафаэль появился на свет в 1943 в этом доме. Однако это не так. Это был дом, в котором жила его бабушка. На самом деле он родился в больнице Hospital de los Marqueses de Linares, в той самой, где 4 года спустя скончается легендарный тореро Мануэль Родригес по прозвищу Манолете. Вот такое уточнение для маленькой или большой истории нашего героя, который происходит из очень скромной семьи. Глава её, Франсиско Мартос Бустос, работал сантехником в Мэрии города. Годы спустя он поднимался на строительные леса домов, и делал это по собственной воле даже тогда, когда его любимый Фалин (так в юности звали Рафаэля) имел уже сколько-то миллионов песет в банках. Я был знаком с ним, он мне казался человеком очень достойным, с большим уважением к себе, настоящий труженик, который не мог себе позволить жить в роскошном доме на средства пусть даже собственного сына. В 1972, в Венеции, на свадьбе певца, мне удалось переброситься с ним несколькими словами. Этого было достаточно, чтобы я понял, что он абсолютно чужд к разного рода ненужным разговорам и предпочитал оставаться незамеченным. Он никому ни разу не дал ни одного интервью.

Что касается матери певца, Рафаэлы Санчес, она оказывала услуги Детскому приюту и Службе социальной помощи Линареса. Когда Фалин превратился в кумира по имени Рафаэль, она с огромным удовольствием позировала перед фотографами для публикаций в журналах о знаменитостях, полная гордости, разумеется, от музыкальных подвигов своего любимого отпрыска. Располагающая к себе и остроумная, она всегда радовала репортёров.

Семья Мартос покинула тот городок провинции Хаэн где-то к 50-ому году и осела в столице Испании. Они пережили лишения, голод. Однажды их даже выгнали из дома, где они проживали без разрешения в районе Cuatro Caminos. Фалин не забыл, что то выселение было печальной реальностью, не забыл и сцену с выброшенным на улицу матрасом своих родителей.

Во второй половине 50-х наш герой принимал участие во всех возможных радиоконкурсах молодых певцов, которые проводились Мадриде, используя разные псевдонимы, чтобы иметь больше возможностей. Чаще всего он использовал два имени: Марсель Виванкос и Рафаэль Гранадос. В коридорах радиостудий он совпадал иногда с Мари Пили Куэста (в будущем Анна Белен) и Анхелинес де лас Эрас (впоследствии превратилась в Росио Дуркаль).

Никогда Рафаэлю Мартосу не приходилось учиться в стенах Высшего Учебного Заведения. Он получил скромное школьное образование. В 15 лет он был вынужден пойти работать. Он был учеником портного, продавал дыни на улице. 1958 – это когда мы можем увидеть самые первые его попытки связать себя с музыкой. В своих воспоминаниях он рассказывал, что дебютировал в качестве открывающего занавес (он был первым из всей труппы, кто выходил на сцену) в небольшом городке близ Мадрида. Здесь впервые услышал грубые выкрики в свой адрес, кому-то не понравилось, как он пел и двигался: ”Вместо того, чтобы орать, иди домой, несчастный”, или: ”Дурак”, или ещё что-то в этом роде.

На этой странице вы найдете перевод выпуска программы Volver a nacer, посвященной Рафаэлю

Благодаря своему менеджеру Пако Гордильо он нашёл композитора всей жизни – Мануэля Алехандро, уроженца г. Херес, который играл на фортепьяно в мадридском баре какого-то притона на ул. Ballesta. Туда молодой безусый певец ходил репетировать, подбирая себе репертуар. Фестиваль в Бенидорме в 1962 стал трамплином для него. А его памятный сольный концерт в театре Сарсуэла в ноябре 1965 – началом его легенды. С тех пор он больше не останавливался, конечно, если не считать период до и после трансплантации печени в 2003. Когда он начинал свою карьеру, примером ему служили Хуанита Рэйна – исполнительница народных куплетов, Антонио Амайя, прежде всего, король болеро Лучо Гатика. При этом Рафаэль приобрёл свой собственный стиль, в котором жесты подчеркивают его актёрские способности. Также Эдит Пиаф была зеркалом, в которое он всегда старался смотреться. Мелодраматичный актёр романтических песен, исполнитель театральных сценок на три минуты. И всегда он ни на кого не похож. До сих пор в своих бесконечных концертах, которые длятся больше двух с половиной часов, чуть ли ни по 180 минут, он демонстрирует свои исключительные вокальные способности. И не приемлет сравнений ни с кем.

Он выпустил новый диск ”Mi gran noche”. 14 песен в новой обработке, где он заново воссоздаёт те или иные названия композиций своего славного прошлого. Poco a poco, Hoy mejor que maсana, Estuve enamorado, Los amantes, Vive tu vida, No tiene importancia... С 13 апреля он находится на гастролях уже с новым туром (пятьдесят пять лет уже). Мексика, Соединённые Штаты, Канада… В эти дни мы поймали его в Техасе. С лета до поздней осени он будет выступать в Испании. 6 дней в мадридском театре Zarzuela уже заняты им. Он – ”Священное чудовище театра”, которого не волнуют кислые критики недоброжелателей. Его поддерживают три поколения страстно любящих его поклонников. По своей исторической значимости он заслуживает нашего большого признания.

Однажды, в одном из многочисленных интервью, которые я у него брал, он сказал мне: ”Я умру на сцене... Я это знаю, но я умру счастливым”. Пусть этот день наступит как можно позже для тебя. А сейчас то, что я сделаю – выпью за твои 70 лет, которые ты имеешь счастье отпраздновать.


MANUEL ROMÁN 2013-05-05
По материалам libertaddigital.com
Перевод Елены Абрамовой

Опубликовано на сайте 05.05.2013