Apoteosis de Raphael en el Palacio de la Musica con un grandioso recital en funcion de gala. 1974

АПОФЕОЗ В ХОДЕ ГРАНДИОЗНОГО КОНЦЕРТА РАФАЭЛЯ ВО ДВОРЦЕ МУЗЫКИ. 1974

Можно ли, четырнадцать лет исполняя песни перед огромными толпами, каждый день превосходить самого себя и обновляться? Своим потрясающим выступлением во Дворце музыки Рафаэль решительно ответил нам «да».


Рафаэль в различные моменты его выступления во Дворце Музыки

Какой великий вечер! Какой дивный и насыщенный концерт этого гениального деятеля массового и в то же время элитарного искусства, приводящего в восторг мужчин и женщин всех возрастов на всех широтах земли! Это был праздничный вечер с одетыми сообразно этикету дамами и кавалерами – «весь Мадрид», без увеличения - заполнившими вместительный зал на Гран Виа. Вечер чистых эмоций и возвышенного духовного наслаждения под звучание великолепного голоса, щедро наполненный потрясающей энергией и разнообразными нюансами отношений художественного и человеческого плана. Благодаря (об этом тоже стоит сказать) величайшему актеру, который в то же время является величайшим певцом. Рафаэлю. Все они тут, чтобы полюбоваться на его жесты, его движения, его дерзкие выходки, выразительность его глаз, его рук и даже ног, которые с цыганским изяществом и грацией отбивали несколько быстрых па фламенко во второй части этого несравненного концерта, который в программке и на афишах назван «Рафаэль 74».

В спектакле было много различных динамически привлекательных моментов, которые сразу обращали на себя внимание, несмотря на его большую продолжительность. Его завершение было грандиозным: это была успешная демонстрация интеллектуального развлечения с патетическими и трансцендентальными нотками, современными и старинными, которую начала Сандра Леброк – прекрасная и артистичная – арией Марии Магдалины из рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда», оказавшей такое воздействие на критиков и публику и взывавшей такую полемику.

Во время исполнения «Ballada de la trompeta» зрители, поднявшись с кресел, отдали Рафаэлю должное самыми оглушительными «браво», какие я только слышал за многие годы моего опыта театрального зрителя. И то же было в финале – величественном финале – этого необыкновенного представления, и во многие моменты выступления не поддающего усталости прославленного певца, который, как и всегда, дал нам урок профессиональной чести и доказал свою невероятную работоспособность. Сколько он сделал, и как здорово! Какой изумительные контрасты нежности, драматизма и непринужденности!

Ансамбль марьячи Хосе Чавеса Mariachi Oro y Plata аккомпанировал Рафаэлю во время исполнения многочисленных мексиканских песен редкой красоты. Балет, хор и оркестр под управлением Хосе Чова способствовали блистательному успеху. Артуро Форнес и Хосе Луис Медрано играли на трубе с подлинным мастерством. Изумительные костюмы от Эррера и Ольеро. Общее руководство, декорации и светотехника – самого Рафаэля. Они, разумеется, безупречны. Роскошный, оригинальный, чарующий спектакль. Публика наградила эту постановку мощной овацией.

Несколько раз какие-то зрители кричали из партера «Ты лучший! Ты единственный!». Преувеличение? Неуемный восторг? Ничего подобного. В своем жанре Рафаэль находится на самой высокой и одинокой вершине, у него нет возможных конкурентов. Это слава испанского и международного уровня. Огромный мир его поклонников значительно расширился, охватив все профессиональные и социальные слои молодежи, людей зрелого и даже пожилого возраста. Признание этого факта и звучавшие в тот вечер аплодисменты пламенного восторга – не только признак хорошего вкуса, но и проявление строгой и неподкупной справедливости.

Хосе БАРО КЕСАДА
27.04.1974
АВС (Мадрид)
Перевод А.И.Кучан
Опубликовано на сайте 03.11.2010