Рафаэль Мартос Санчес - Raphael - Rafael Martos Sánchez - Raphael es empresario. 1975

Raphael es empresario. 1975

РАФАЭЛЬ - ИМПРЕСАРИО. 1975

Весна - лето 1975 года

История началась задолго до указанного года... В 1930 году архитектор и инженер Гутьеррес Сото построил на улице Барсело новое здание и получил за этот проект Национальную премию в области архитектуры. Здание использовалось как танцевальный зал, а затем было превращено в кинотеатр  на 849 мест (партер на 571 кресел и 4 ложи).

В 1974 два импресарио, Хуан Хосе Алонсо Мильян и Рафаэль Матео Тари, слегка перестраивают здание, чтобы сделать из театра храм для грандиозных музыкальных спектаклей, соорудив в нем огромную сцену. Они перепробовали почти все жанры, а в итоге в репертуаре театра начали преобладать комедии и ревю.


Предприятие Альфредо Тари – Алонсо Мильян

Премьера: Кончита Монтес, Кончита Маркес, Висенте Парра
Мюзикл Aplausos!
А также Альфредо Майо
Режиссер – Г.Гарсия Сегура

В 1975 театром в течение полугода занимался Рафаэль...

В начале весны того года пресса постоянно сообщала, что субарендаторы нового театра Barcelo временно передали коммерческое и художественное руководство, а также составление программы театра знаменитому певцу Рафаэлю, вступление которого в управление состоялось 29 марта с постановки «Революционных песен» (Мексика) в исполнении актера Игнасио Тарсо и певицы Массиэль.

Патронташи, сомбреро, эполеты, выстрелы, кровавое пятно на груди, серебряные шпоры, маркитантки, сверкающие кожаные сапоги, винтовки, портупеи, усыпанные пулями, большой костер на привале, приходящий издалека обоз, профиль Панчо Вильи, гитары, пропахшие порохом марьячи, революция – вот, что составляло суть нового зрелища, предложенного Рафаэлем мадридскому зрителю. Как запланировал Рафаэль, постановка шла в течение одиннадцати дней, а затем он заложил в план другие спектакли международного уровня.

Raphael, empresario. 1975

Рафаэль взялся за дело серьезно и, вместо обычных 3-4 строчек информации в прессе, устроил дорогостоящую рекламную кампанию. Ведь для него каждый спектакль – премьера, и объявления он делает с соответствующим размахом.

Его сильно захватила идея стать режиссером, потому что это мир, который он знает. Риск, с которым связано это предприятие, для него исключительно артистический риск, но в то же самое время – эта и проба в новом качестве. Он отдает приказания, налаживает контакты, репетирует; общается с артистами «на ты». Это его мир, который ему нравится, который ему по вкусу, который он чувствует. Рафаэль берется за свою новую профессию, которая для него является самой старой. Самой древней, которую он знает лучше всего, в которой он отработал ровно шестнадцать лет. Он смеется и комментирует: «Да, шестнадцать лет и один день»...

Следующее же выступление – 6 спектаклей Альберто Кортеса  также вызвали большой интерес всей культурной общественности Мадрида. «Он всегда воспевал свободу; и хорошо, что Рафаэль дал ему полную свободу петь», - так комментировала пресса это событие  Рафаэль запланировал также и возвращение на сцену Мануэлы Варгас вместе с ее академией фламенко, которая незадолго до этого получила Национальную театральную премию и Премию Парижского театра наций. Это возвращение было особенно знаменательно, поскольку артистка не выступала более двух лет, в связи с рождением у нее близнецов. Позже Варгас говорила, что она возлагала огромные надежды на этот спектакль, созданный по настоянию Рафаэля, который с огромным успехом у публики и критики и показала в мадридском театре Barcelo.

Raphael ahora empresario y director. 1975

В артистических кругах в этот период активно обсуждают, что Рафаэль в октябре займется еще одним мадридским театром - Алькала, вмещающим две тысячи зрителей, и, может быть, в Барселоне. Ведь 900 мест – не совсем его масштаб. Он был убежден, что кинотеатров в Испании слишком много, а театров, в которых можно побывать на хороших спектаклях, мало.

Таким образом, театр под управлением Рафаэля взял определенный курс. Продолжающиеся по нескольку дней выступления представителей музыки и эстрады придавали ему особый стиль, чему в изрядной степени способствовали первоклассная служба связи с общественностью. И на каждом представлении наблюдалась такая концентрация «известных лиц», какая редко встречалась в других залах.

В те дни АВС писала: «Певца из Линареса можно обсуждать. Рафаэль может нравиться или не нравиться той или иной публике. Но чего никто не может оспорить – это его энтузиазма. И трудоспособности. И активности и азарта. То, что он делает в театре Barcelo с тех пор, как частично взял на себя ответственность за формирование его репертуара, достаточно эффектно». А Рафаэль, действительно, не дает себе ни отдыха, ни передышки. Он одновременно и придумывает что-то и тут же реализует это на практике.

Рафаэль в окружении поклонников принимает поздравления своей матери и Пакиты Рико.

Raphael en el Teatro Barceló (Madrid). 1975

И, хотя сцена театра для Рафаэля-артиста была явно маловата, он представляет свою собственную программу именно в этих стенах. «Ensayo general para un concierto (генеральная репетиция концерта)» стала громким успехом в столице.

Герцогиня Альба, Матильде Фигероа и Конча Веласко обсуждают спектакль. Справа – супруги де Ардис приехали в театр

El ensayo para concierto de Raphael. 1975

Пресса отмечала «массу достоинств, демонстрируемых Рафаэлем до физического истощения, по самое «не могу». Да еще с таким широким разбросом стилей и оттенков, который поражает: от песен протеста, звучащих как мятежный крик, как например «Aguila negra (El indio – прим.пер.)» до доверительных мелодий, исполняемых вполголоса, а также в высшей степени экспрессивных драматизаций, где певец раскрывается как превосходный актер. Крики и рыдания, вопли и шепот беспрерывно следуют друг за другом в программе, которая, несмотря на изрядную продолжительность, не утомляет благодаря хорошо продуманному разнообразию».

13 июня в театре Barcelo был представлен новый спектакль: «Cita en el Barcelo. Musicaliiiisimo!» (Встреча в Barcelo. Очень музыкально!). С семью или восемью «i» в постановке Рафаэля. В первой части он представил музыкальную постановку, в которой выступала большая балетная труппа Сандры Леброк. Балету удались несколько просто блестящих номеров, например, пародия двух балерин на Джинджера Роджера и Фреда Астера. А вторая часть была оставлена для звезд мирового уровня, по примеру лондонского Палладиума... Это словно два спектакля, каждый в своем роде, объединенных антрактом.

На премьере вторая часть была целиком отдана Саломе, популярной каталанской певице, которая уже несколько лет не выступала в Мадриде, и которая устроила сольное представление, спев некоторые песни из своего репертуара, и добилась безоговорочного успеха.

Был сделан ряд очень важных технических нововведений, например, установлены гидравлические эскалаторы, как в парижском Казино. В Испании они тогда появились впервые.

А дальше Эбби Лейн приехала из Лас-Вегаса, благодаря усилиям, которые прилагал Рафаэль  как решительный импресарио, чтобы перевести его «Встречу в Barcelo» в международный класс высшей категории. По ее словам, она сделала это из-за Рафаэля, поскольку она его друг и поклонник, и ей он представляется великолепным артистом. Она была уверена, что он добьется такого же успеха в качестве театрального директора и импресарио, как и в качестве певца, потому что он гениален....

Так Рафаэль не жалеет сил и привозит лучших артистов... В июне он в качестве директора-импресарио театра Barcelo подписал контракт с Линой Морган, которая впервые создала собственную труппу, чтобы в следующем сезоне выступать с музыкальным спектаклем. Но из-за не подлежащего отмене контракта на премьеру «Los chicos de la banda», назначенную на 3 сентября, театр, по взаимному соглашению обоих организаций, откладывает премьеру спектакля Лины Морган на конец ноября.

Но, когда на афише появятся «Los chicos de la banda», Рафаэль уже занялся собственными делами: своими концертами, премьерой фильма «Rafаel en Raphael» и цикла «El mundo de Raphael». А в качестве импресарио на афишах театра снова фигурировали Тарин и Мильян…

«У меня очень хлопотное лето, - сказал Рафаэль в тот период прессе. – Я дал 52 концерта и думаю довести их число до 86. Моя судьба – это работа, и я уверен, что умру на сцене».

Выступления Лины Морган какой-то срок помогли театру оставаться на плаву. Но планку, заданную Рафаэлем, руководство театра удерживать без Рафаэля уже не могло… И далее история Barcelo была связана с медленным угасанием детища, последовательно меняющего содержание: от кинотеатра к дискотеке…

В 1980 году интерьеры здания были перестроены, хотя его фасад остался нетронутым, так как в качестве архитектурной ценности оно находится под защитой города. Сегодня помещение используется для проведения отдельных концертов и общественных мероприятий.

По материалам в переводе А.И.Кучан
подготовили Natalia A. и Anna_SVSH
Опубликовано на сайте 10.01.2012